К сообществу лучших художников своей эпохи – Товариществу передвижников – Михаил Врубель стремился примкнуть всю жизнь. Он дружил с самыми знаменитыми живописцами, которые блистали на передвижных выставках, - Серовым, Поленовым, Коровиным, - но сам так и не дождался приглашения в "закрытый клуб". Его гений надолго опередил время. Блестящий колорист и график, создатель неповторимых театральных декораций и причудливой керамики, реставратор храмовых мозаик и один из первых мастеров "модерна", свою собственную судьбу он написал широкими мазками и изломанными линиями.
Для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде Врубель получил заказ – два огромных панно в павильоне художественного отдела. И выбрал для них совершенно разные сюжеты – былинного русского богатыря Микулу Селяниновича и Принцессу Грезу, образ современного ему французского поэта Ростана.
Куратор проекта, увидев эскизы этих работ, отправил в Академию художеств срочную телеграмму: "Панно Врубеля чудовищны, необходимо убрать".
Выручил меценат Мамонтов. Там же, в Нижнем Новгороде, специально для двух панно Врубеля, угодивших в опалу, он построил отдельный павильон. Так что публика все же смогла их рассмотреть, но не оценить. Один из зрителей даже плюнул прямо на одну из картин, под общий одобрительный смех. К приговору академиков добавились издевательства в прессе. Досталось Врубелю и от Максима Горького – в те годы корреспондента местной газеты. Он упрекал художника в бедности воображения - это Врубеля-то!
И даже много лет спустя, когда на одной из столичных выставок императору Николаю Второму показали картину Врубеля "Сирень", он сразу же вспомнил этого художника как пострадавшего от нападок критики: "Врубель, Врубель… Ведь это тот, кого казнили в Нижнем?" – переспросил самодержец.
Из документального фильма "Передвижники. Михаил Врубель"
Подробнее о передвижниках читайте в книге:
Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века:
https://www.labirint.ru/books/740206/
книга с автографом автора: