Найти тему
Снеговик с гармошкой

"Франкенштейн", "Белый зомби" и другие классические ужастики 1930-х годов ЧАСТЬ 1

Оглавление

Всем привет. Как-то раз решил устроить себе киномарафон по классике, просто чтоб знать, откуда ноги растут у всех современных ужастиков. Впечатления записал, спешу поделиться.

1. Frankenstein/"Франкенштейн" (1931)

Ну кто его не знает? Е-е.
Ну кто его не знает? Е-е.

Этот фильм знают наизусть даже те, кто его никогда не видел - он давно растащен на цитаты и пародии, особенно часто изображают сцену с воскрешением монстра. Лаборатория, непременные молнии и крики: "Оно живое!" (Впервые я увидел её в "Черепашках-ниндзя", где Шреддер новое тело Крэнга оживлял.)

Сюжет тоже все знают: поехавший учёный наворовал трупов, сшил из них нового человека (каноничный образ Бориса Карлоффа - двухметровый амбал с квадратной рожей и болтами, торчащими из шеи). Новорожденный начал по глупости творить безобразия, местные селяне загнали его вилами в старую мельницу и сожгли. Конец.

Девочку явно не учили держаться подальше от незнакомцев, особенно мёртвых.
Девочку явно не учили держаться подальше от незнакомцев, особенно мёртвых.

Особо продвинутые эстеты любят подчёркивать, что Франкенштейн - это фамилия учёного, а не его творения. Хотя учёный был, по сути, отцом монстра, а значит, последний имеет полное право носить фамилию папаши.

Это понятно. Вопрос у меня был в другом: есть ли в старом фильме что-то ещё, помимо всем известного сюжета?

Несанкционированный митинг.
Несанкционированный митинг.

Ответ: нету. Это очень простой фильм, к тому ж короткий по нашим меркам. Придираться к классике кино смысла нет, но кое-что я всё ж не понял.

Во-первых, монстр бросил в реку маленькую девочку. Свидетелей не было. Позже отец утонувшей девочки утверждает, что её утопили - как он догадался?

И второе: разобравшись, что к чему, селяне бегут с факелами (ещё одна каноничная сцена) истреблять монстра - под предводительством самого Франкенштейна, хотя по логике вещей тёмные простолюдины первым делом должны были поджарить не тварь, а её создателя... Не любят крестьяне всяких там городских умников.

2. White Zombie/"Белый зомби" (1932)

Мрачный замок мой...
Мрачный замок мой...

Ещё один легендарный фильм, знаковый для всего зомби-жанра - хотя бы потому, что слово "зомби" там употребляется в исконном значении: человек, якобы умерший, а на самом деле погружённый в кому и превращённый в покорного раба.

Молодая пара приезжает на далёкий остров, чтобы обжениться. Местный аристократ, чтобы расстроить свадьбу, обращается к вудуистскому колдуну (Бела Лугоши). Тот не может придумать ничего лучше, чем зазомбировать девушку. И аристократа. И вообще всех.

Зазомбировать? Легко!
Зазомбировать? Легко!

Сюжет опять же прост, как палка. Это во-первых, а во-вторых, требуется время, чтобы привыкнуть к принятым в то время особенностям игры. Точнее, к тому, что актёры непрерывно строят рожи. Особенно в этом преуспел сам Бела Лугоши, который постоянно пялится в камеру со злодейским лицом. Наверное, в те времена зрители от этого взгляда штаны пачкали.

И вновь много странностей. Например: вудуист и аристократ пьют вино. Аристократ обнаруживает, что ему подсыпали отраву, и в ужасе отпрыгивает от вудуиста, вместо того, чтобы первым делом схватить бутылку и отгрузить отравителю по башке, благо тот в зоне досягаемости.

Вместе с тем меня, как фаната зомби-жанра порадовала сцена, когда главный герой палит в зомбаков из револьвера: дырка есть - а крови нет. До "Ночи живых мертвецов" ещё 36 лет!..

3. The Invisible Man/"Человек-невидимка" (1933)

Ещё один каноничный образ.
Ещё один каноничный образ.

Напомню сюжет романа Уэллса, кто забыл. Тут всё опять предельно просто: некий учёный искал способ стать невидимым и нашёл, позабыв сперва придумать противоядие (заодно и нарушив элементарные законы природы - так-то по-хорошему невидимый человек должен быть слеп, доказано советским физиком Яковом Перельманом).

И всё б ничего, но изобретатель искренне полагал, что весь мир ему должен - только потому, что он великий учёный. А обнаружив, что мир считает иначе, невидимка совсем съехал с катушек и начал бесчинствовать.

Здрасьте, а я потеряла голову под одеялом...
Здрасьте, а я потеряла голову под одеялом...

В фильме 1933 года сюжет в целом сохранён. Спецэффекты внезапно отличные, особенно с поправкой на время. Ввели любовную линию - ну какой же Голливуд без этого?

Чего я не понял - каким боком это ужасы. Более всего происходящее напоминает балаган, только что тортами не кидаются. А так - и рожи строят, и забавно падают.

Сигарета мелькает во тьме.
Сигарета мелькает во тьме.

Смешная сцена: когда невидимка запугивает коллегу, мужчину солидного телосложения: дескать, делай, что я скажу, а то ща как сниму бинты да как стану невидимым! Видимо, одна только природная вежливость мешает коллеге взять стоящий рядом деревянный стул и отоварить им нахала. Вообще, чего все так боятся этого невидимку? Он же может наносить невидимые удары только голыми руками!

4. The Black Cat/"Чёрный кот" (1934)

Мэтры хоррора в одном кадре.
Мэтры хоррора в одном кадре.

Пара новобрачных едет в свадебное путешествие в Венгрию. Когда к ним в купе заходит Бела Лугоши со своей вампирской ухмылкой, становится понятно, что ничего хорошего молодых не ждёт.

И правда, все трое вскоре попадают в футуристический дом к Борису Карлоффу, архитектору-сатанисту, который хранит массу мрачных секретов. У Лугоши с Карлоффым старые счёты, но свершить месть он не торопится. Два упыря ведут странную интеллектуальную игру, где в роли разменных фигур выступят ничего не подозревающие молодожёны...

А глаза добрые-добрые!
А глаза добрые-добрые!

Вот тут полный порядок и с сюжетом, и с атмосферой, и с декорациями, и с образами героев. Всё очень сурово и по-мрачному обаятельно. Лёгкая наивность и обязательный комический элемент совсем не портят картины. Казалось бы, причём здесь Эдгар По?

5. The Raven/"Ворон" (1935)

Те же и... просто те же.
Те же и... просто те же.

Гениальный хирург всё с той же вампирской рожей Белы Лугоши влюбился в танцовщицу и возжелал на ней жениться. Отец и особенно молодой жених девушки оказались категорически против бракосочетания. Тогда хирург, большой поклонник Эдгара По, решил заманить всё семейство в специально оборудованный по мотивам рассказов любимого писателя застенок и истребить.

К этому делу он привлёк одного матёрого, но доброго внутри уголовника (Борис Карлофф)... Ясное дело, в финале все злые будут наказаны, а добрые спасутся, но перед этим зрителю пощекочут нервы...

Угадай рассказ По.
Угадай рассказ По.

Или не пощекочут. По нашим временам, всё выглядит опять же довольно скромно и наивно, зато на мэтров посмотреть приятно, пусть даже и отчаянно переигрывающих. Так и вижу, как Лугоши говорит: "Слышь, Борь, твоя очередь играть хорошего парня".

Всем спасибо!

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайк... и чего там ещё просят в таких случаях?