Найти тему
Журнал "Лучик"

Почему Пушкин не надевал брюк?

Ну, сам ответ на этот вопрос довольно прост. Интересно, сможете ли вы догадаться? А мы пока расскажем связанную с этим забавную историю.

В 1932 году художник Пётр Кончаловский (дедушка кинорежиссёров Никиты Михалкова и Андрона Михалкова-Кончаловского) представил публике картину под названием "Пушкин в Михайловском". Выглядела она неожиданно и немало смутила публику:

Критики были в ярости, и Кончаловский картину переписал:

-2

Но почему он сперва решил написать Пушкина в таком странном виде? Об этом чуть позже, а пока ответ на вопрос.

"Брюк" Пушкин не носил, потому что в его время этот предмет одежды назывался "панталоны". Даже в академическом "Словаре языка Пушкина" нет слова "брюки":

(Как видим, в лексиконе поэта не было также слов "брюква" и "брюлики" :)
(Как видим, в лексиконе поэта не было также слов "брюква" и "брюлики" :)

А ведь словарь Александра Сергеевича – это ни много ни мало 21 тысяча слов! (Для сравнения: современный человек с высшим образованием использует в среднем около 8000 русских слов.)

Так что же подвигло художника Кончаловского изобразить Пушкина полуголым? Желание скандала?

Конечно, нет. Во время скандала была опубликована карикатура под названием "По картине Кончаловского":

-4

Хотя на самом деле карикатура цитирует известную картину Н.Н. Ге:

-5

Так вот, именно история картины Николая Николаевича Ге и будет для нас проводником в замысел Кончаловского.

На картине Александр Сергеевич читает стихи лицейскому другу Ивану Пущину в присутствии Арины Родионовны Матвеевой. Кабинет, который мы здесь видим, сохранился по сей день, и можно убедиться, что Ге изобразил его чуть-чуть просторней, чем он есть на самом деле. Но дело в другом.

-6

Дело в том, что это вообще не кабинет Пушкина! Это кабинет его младшего сына, Григория Александровича, жившего в отцовском доме в Михайловском.

Воспоминания о том, в каких условиях творил Пушкин в Михайловском оставила Екатерина Осипова (в замужестве Фок), гостившая в имении поэта.

"Я сама, еще девочкой, не раз бывала у него в имении и видела комнату, где он писал. Художник Ге написал на своей картине «Пушкин в селе Михайловском» кабинет совсем неверно. Это — кабинет не Александра Сергеевича, а сына его, Григория Александровича. Комнатка Александра Сергеевича была маленькая, жалкая. Стояли в ней всего-навсе простая кровать деревянная с двумя подушками, одна кожаная, и валялся на ней халат, а стол был ломберный, ободранный: на нем он и писал, и не из чернильницы, а из помадной банки".

Смотрим на картину Кончаловского. Ломберный столик есть, теснота наличествует; жаль нет помадной банки (а на переписанном варианте – и вовсе никакой чернильницы, непонятно, куда поэт перо макает).

Помадная банка. Конец XVIII - начало XIX века
Помадная банка. Конец XVIII - начало XIX века

О том же, что часто проводит время до обеда в постели, Пушкин и сам упоминал в письмах... Так что всё достоверно!

Далее:

Как сложилась судьба детей Пушкина

Как на самом деле выглядели Татьяна Ларина и её сестра Ольга?

Тройка, семёрка, туз... Самое загадочное произведение Пушкина

Как учился Пушкин и с камими отметками вышел из Лицея

Каких мух давил дядя Евгения Онегина