Сразу за городом начинается бескрайняя тундра, которую пронизывают речки, а небольшие озёра пятнышками разбросаны среди зелёных болот и топей. Удивительно, но в самом Салехарде я не увидела ни одного внедорожника. Хотя на той же Камчатке лифтованный джип с огромными колёсами, шноркелем и лебёдкой на парковке супермаркета - обычное дело.
Как же на Ямале передвигаются за городом? А как ездить, например, на рыбалку?
Однако как только я попала в тундру, всё встало на свои места.
То, что издалека выглядит как обычное поле, оказывается болотом. Небольшой ручеёк встречает ямой глубиной в полтора метра. А в "обычной луже" на дне - торф, и колёса начинают пробуксовывать.
Если вы хотите попасть "куда подальше", то самое простое - договориться о заброске на вездеходе. В принципе, большинство туристов так и поступают. Например, на вездеходе за 10 часов можно добраться до горного озера Хадата. Несколько дней там, потом сплав по реке и обратная дорога.
Если вы чуть более богатый турист, то вместо вездехода можно договориться о заброске на "Трэколе".
При этом даже трехосные "Трэколы" передвигаются по тундре не по одному, а всегда парами, чтобы можно было друг друга вытащить из засадных мест. И естественно люди везут с собой канистры с бензином, запасные колёса и запас провизии на случай внештатной ситуации.
Да и все владельцы подобной техники знакомы между собой.
Более отвязные (мой случай) рассекают по тундре на вездеходах-болотоходах Baikal 4х4, похожих на гигантские квадроциклы. На этой технике я проехала 400 км и про неё ещё будет подробный рассказ, поскольку там много забавного.
Крутые (и богатые) катаются на модных Can-Am, но тоже группами по несколько человек и максимально подготовленные.
Какой же Ямал без оленеводов? Им тоже надо как-то передвигаться. Почти в каждом стойбище есть квадроцикл.
Конечно, за сотню километров на нём не поедешь, но, например, кататься к соседям или за дровами вполне сгодится. А если стойбище не очень далеко от дороги, то и за продуктами можно съездить.
Но самым универсальным средством передвижения, несмотря на все современные технологии, остаются олени. Пройдут любое болото и утащат поклажу. Поэтому, даже при наличии квадроцикла, для ежедневных разъездов и присмотра за стадом используют "упряжки".
На Ямале две крайности: ты либо передвигаешься по асфальтовым или отсыпанным щебнем дорогам (а зимой - по зимникам), и для этого подойдёт практически любой автомобиль, либо едешь в тундру, но тогда нужен вездеход-болотоход. Чего-то "среднего" нет.