Наконец-то посмотрела этот сериал. Впечатления – самые хорошие. Так что даже не хочу писать о моментах, которые не очень понравились.
- Подумалось… А ведь мы, зрители, своей излишней придирчивостью добьёмся того, что классику перестанут экранизировать. Запуганные режиссёры станут бояться снимать, а актёры – бояться играть...
О костюмах ещё напишу. А пока – о героях.
Мне всегда отчаянно нравился Базаров. И я рада, что здесь его показали обаятельным и харизматичным.
И правда, будь он другим, Одинцова не стала бы удерживать его в своём имении. Но она стремится его удержать, словно нимфа Калипсо Одиссея.
И причина не только в том, что Базаров умён и оригинален.
Он брутален. В нём ярко выражено мужское начало. Этого не хватало многим светским мужчинам. Ну вот Павел Петрович и Аркадий… Они же совсем не брутальны. Интеллигентные подкаблучники.
При этом Базаров не позволяет себе в присутствии Одинцовой никаких грубых выходок. Он опрятно одет и ухожен. Пожалуй, и курит мало, и лишний глоток шампанского не сделает.
Брутальный и умный мужчина, который симпатичен тебе и который в восторге от тебя… Более желанного гостя просто не может быть.
И понятно, что это – идеальный кандидат в любовники.
К тому же Базаров явно не станет навязываться, если (или когда) ему решат дать отставку. Для женщины, которая выше всего ценит свой комфорт и покой, это важно.
И вот, какие причины были у Одинцовой, чтобы не вступить с Базаровым в связь? Не приобрести новый опыт хотя бы из любопытства?
Да нет их. Отсутствие страстной любви к мужчине – это не причина.
Просто Тургенев ужасно не любил этих новых людей базаровского типа. И не мог допустить, чтобы такая прекрасная женщина досталась Базарову.
И не просто досталась, а свалилась в руки, словно спелое яблочко. Без особых усилий с его стороны! Без потери мужского достоинства, без унижений, без жертв…
«Вешние воды» Тургенева. Почему достойный мужчина превратился в жалкое ничтожество.
Вообще, героини произведений Тургенева почти всегда или отдаются мужчинам, или выражают готовность отдаться.
Что такое «тургеневская девушка»? Это героиня, способная пойти в любви до конца. Не боясь осуждения света, пренебрегая условностями.
Героини-женщины тем более ничего не боятся…
И только одна Одинцова испугалась.
«Или?» – произнесла она вдруг, и остановилась, и тряхнула кудрями... Она увидала себя в зеркале; ее назад закинутая голова с таинственною улыбкой на полузакрытых, полураскрытых глазах и губах...
«Нет, – решила она наконец, – Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете».
Интересно писал об этом критик Писарев в статье «Реалисты»:
«Почти всегда какая-нибудь ничтожная оплошность нарушает процесс развития в самом его начале… Так случилось и в истории Одинцовой. Ее испугала страстность Базарова, но если бы та же страстность проявилась с такою же силою двумя или тремя месяцами позднее, то Одинцова увлеклась бы ею сама до полнейшего самозабвения»…
То есть получается, что Базаров поторопился признаться Одинцовой в любви и всё испортил.
Он не очень умён? У него нет выдержки? Он неискушён и неопытен?
В том-то и дело, что Базаров совсем не таков. Но тут он повёл себя, как неопытный юнец. Свалял полного дурака. Не дождался, пока Одинцова привяжется к нему и… быть может, полюбит!
Мне безумно понравилась эта сцена в фильме. Хотелось остановить Базарова и крикнуть «Замолчи, болван!».
Но что же поделаешь, если Тургенев не мог допустить, чтобы какому-то противному нигилисту досталась такая женщина, о которой могут лишь мечтать Аркадий и Павел Петрович.
Вот он и заставил его совершить глупую ошибку.
Костюмы из сериала «Отцы и дети». Как Тургенев разнёс неухоженных и немодных женщин.
Сиреневые перчатки и возвращение блудной жены. «Дворянское гнездо» Тургенева.
Как менялась форма кринолина с купола на колокол, а потом и на «кривой колокол».
Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!