Найти тему
com-drive

Уникальный музей ракетоносцев – VOLAT собрал историю своей секретной техники в одном месте

Собственный музей есть практически на каждом автозаводе, который ведет свою историю из СССР. Они бывают большие или маленькие, с акцентом на фотографии или на натурные образцы, но тем не менее – они существуют. Редким исключением в этом плане был Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Да и то просто потому, что изначально он был частью МАЗа, и при отделении музей, естественно, остался там…

Разговоры об исторической площадке на МЗКТ велись много лет. Еще в 2014 году представителям СМИ озвучивалось, что «зверинец» опытной техники – это не кладбище металлолома. Все будет восстановлено и выставлено в музее. На тот момент в это верилось с трудом, поскольку состояние некоторых образцов было удручающим. Но завод сдержал свое слово.

Музей был открыт к 67-летию завода. Не знаем уж почему, но сделано это было без особой помпы, и даже представителей прессы на мероприятие не позвали. Зря, конечно, ибо событие это действительно достойно внимания, да и посмотреть есть на что.

Под музей решено было не выкраивать место в уже существующих помещениях, а построить отдельное здание. С виду оно практически ничем не выдает своего назначения. Аккуратненькое, небольшое и даже можно сказать неприметное. А на фоне остальных цехов так и вовсе может затеряться. Тем не менее, такой подход к делу нам по душе.

Несмотря на небольшой размер внутри нашлось место для достаточно объемной экспозиции. Все стены украшены плакатами и фотодокументами. Если идти вдумчиво, а не просто глазеть по сторонам, то начинает казаться, что информация льется сплошным потоком.

Понравилось решение с разноформатными снимками – нет ощущения шаблона, и экспозиция воспринимается достаточно легко.

Порадовал тот факт, что заводчане не зациклились на «трудовых династиях» и «достижениях в соцсоревнованиях». Есть стенды, рассказывающие о людях, а есть - посвященные продукции. Ведь многие ходят в музеи именно за «железом» (особенно на такие предприятия). А здесь каждый найдет себе то, что ему наиболее интересно.

Очень понравился здоровенный монитор для просмотра информации по наиболее знаковым, по мнению завода, моделям. Берешь в руки модельку МАЗ-528, ставишь ее на экран и на нем всплывает подборка фотографий. Хочешь - смотри все вместе, хочешь - увеличивай какую-то конкретную, нужны технические характеристики – пожалуйста. Очень удобно и при этом интересно. К слову, фотоподборка у завода о-го-го!

Отдельного описания достойны масштабные копии. Коллекционеры будут радоваться, как дети малые. В музее представлены не только модели, которые выпускались массово и известны всем и каждому, но и те, что были собраны в единичных экземплярах.

Модели «сороконожек» МАЗ-7904, МАЗ-7906 и МАЗ-7907 выполнены именно такими, как они выглядят на тех малочисленных фотоснимках, что дошли до наших дней – с имитаторами груза. И у каждого он свой.

Порадуются и любители военной техники – копии различных пусковых установок тоже присутствуют. Для наглядности даже есть несколько диорам, на которых машины разных поколений «выполняют боевые задачи».

Стоило бы еще к каждой модельке приставить фигурку человека. Для понимания реальных размеров «конструкции», так сказать.

Очень здорово сделаны стенды. Это не просто набор букв или фотографий, а развернутая история с иллюстрациями. Прочитал, посмотрел, проникся. И хорошо дополняют описания копии моделей, установленные прямо под стендами.

Денег вложено, надо полагать, немало, но оно того реально стоило – выглядит замечательно.

А еще МЗКТ не открещивается от своего армейского прошлого и настоящего. В текущих реалиях, когда выпуск военной техники все стараются скрыть, это чуть ли не подвиг.

С другой стороны – что ты тут скроешь, если на твоих шасси покоится «ядерный щит» и большинство других ракетных комплексов во многих странах…

Дополняет экспозицию музея открытая площадка с образцами техники. Символично, что она находится как раз на месте бывшего «зверинца».

Машины стоят достаточно вольготно, любую можно обойти вокруг и подивиться ее размерам или формам. Возле каждого экспоната есть пояснительная табличка с кратким набором теххарактеристик. Особенно это актуально для многоосников, в которых разбираются только специалисты.

Приятно, что минчане не ограничились теми моделями, что были под рукой, а восстановили некоторые редкие образцы техники, такие как самосвал МАЗ-7516 и транспортер МАЗ-7907. То, что последний уцелел, вообще чудо-чудное.

Впрочем, в запасниках МЗКТ есть еще несколько интересных моделей. Может, и они когда-то будут выставлены на показ.

Автораритеты дополняют и современные модели VOLAT: ЛБА VOLAT V1, тактический грузовик МЗКТ-600200 и первая версия белорусской «шишиги» - МЗКТ-5002. Той самой, которую «погранцы» забраковали из-за здоровенной кабины, не помещавшейся в проемы лесных просек.

Естественно, нашлось место и для визитной карточки завода – шасси МЗКТ-792210. В музее она стоит в непривычном для всех виде – без ракеты на спине. И хотя МЗКТ уже практиковал на одном из парадов установку на шасси муляжа пусковой установки, здесь решили обойтись без ненужного пафоса. На машине смонтирована ферма, имитирующая груз – именно в таком виде ракетоносцы проходят обкатку на полигоне и по дорогам общего пользования.

И напоследок главный ответ на главный вопрос: «Как попасть в музей?». Огорчим, пока никак. Так как он находится на территории завода, который считается режимным объектом, попасть внутрь достаточно сложно.

Кроме того, сторонние посетители не всегда понимают опасность, которую представляют стальные монстры с обзорностью чуть лучше, чем у танка. Поэтому сейчас прорабатывается вопрос безопасного прохода экскурсантов в музей.

Сотрудники обещают, что данный процесс не затянется надолго, так что надеемся вскоре порадовать вас хорошими новостями с графиком посещения этого интересного места.