Французская морская авиация была сродни всем вооруженным силам этой страны, во всяком случае между мировыми войнами. Излагая историю её развития можно ограничиться одной фразой: «Сами не знают, что хотят», хотя, можно использовать и «Постоянный творческий поиск наиболее совершенного и рационального». Грань между этими определениями слишком тонкая, и разница между ними, видимо, в конечном результате. А по результатам больше подходит первая версия.
Попытка объединить во Франции всё, что летает под единым командованием и оторвать морскую авиацию от флота, едва ли можно назвать удачной. От этого, слава богу, отказались, но на развитии положительно сей факт не сказался. Национализация авиапромышленности перед самой войной привела к тому, что многие образцы самолётов вообще не поступили на вооружение. Попытка сделать что-то универсальное, чтобы и с палубы, и с воды, приводила лишь к созданию не самых удачных моделей самолётов, а всеобщая экономия на вооруженных силах давала принятие на вооружение самолётов, устаревших ещё вчера. Словом, после даже краткого изучения истории французской морской авиации, вопроса: «Почему Франция так быстро проиграла войну?», как-то и не возникает.
Тем не менее, изучить, хотя бы кратко, я полагаю, будет интересно.
Во Вторую Мировую войну французский флот вступил имея, один авианосец «Беарн» (Béarn) и один гидроавианосец «Коммандан Тест» (Commandant Teste). Впрочем, оба корабля к тому времени уже правильнее именовать авиатранспортами. Поскольку «Беарн», по мнению командования, был слишком тихоходен и его следовало заменить. Для замены строились два новых авианосца, но хотя они ещё были не готовы, «Беарну» уже нашли другую работу: он перевозил закупленные в США самолёты.
«Коммандан Тест», самый крупный в Европе корабль этого класса, и, можно сказать, самый совершенный, тоже находился в непонятном состоянии. С одной стороны, его пытались использовать как ударный, используя поплавковые торпедоносцы, с другой, он вроде как должен был выполнять роль плавбазы для бортовых гидросамолётов с других кораблей. В результате, с началом войны он использовался как авиатранспорт, перевозя самолёты в Северную Африку и Левант.
Предназначенные же для «Беарна» и «Теста» самолёты базировались на суше.
К началу войны морская авиация имела следующий состав.
Две эскадрильи палубных торпедоносцев (АВ1 и АВ2), на вооружении которых состояли (соответственно) по 9 Levasseur PL.7 и Levasseur PL.101.
Две эскадрильи палубных истребителей (АС1 и АС2) на вооружении которых состояло по 9 истребителей Dewoitine D.376 и D.373. Все четыре эскадрильи, как можно догадаться, были с авианосца «Беарн».
Три бомбардировочных эскадрильи (В1, В2 и В3), на вооружении которых было по 6 поплавковых бомбардировщиков-бипланов Lioré et Olivier H.257bis.
Одна эскадрилья гидроистребителей (НС1) в составе 9 самолётов Loire LN. 210.
Одна эскадрилья поплавковых торпедоносцев (НВ1) с гидроавианосца «Командан Тест», в которой было 10 самолётов Latécoère 298.
Разведывательная эскадрилья НS1 (с гидроавианосца «Командан Тест») имела на вооружении 6 самолётов Loire 130.
Две эскадрильи (Т1 и Т-2) имели по 10 торпедоносцев Latécoère 298.
Пятнадцать эскадрилий ближней разведки (1S1, 1S2, 2S1, 2S2, 2S4, 3S1, 3S2, 3S3, 3S4, 3S5, 4S1, 4S2, SS Antilles, SS Tahiti) имели на вооружении 3 разведчика Loire 130, 3 Latécoère 290, 13 CAMS 37, 23 CAMS 55, 3 Lioré et Olivier 20, 24 Gourdou-Leseurre GL-812 HY, 4 Farman 740, 2 английских лицензионных летающих лодки Short S.8 Calcutta, 6 Potez 25, 4 Levasseur PL.15, 6 автожиров Lioré et Olivier С30.
Восемь эскадрилий дальней разведки (Е1-Е8) на вооружении которых 20 летающих лодок Breguet 521 Bizerta, 4 Latécoère 301/302, 3 Latécoère 523, 6 Loire 70, 3 Potez-C.A.M.S. 141.
На кораблях (3 линкора, 7 тяжелых и 11 легких крейсеров, 7 колониальных авизо и 1 подводный крейсер) базировалось 49 самолётов, в том числе 34 летающих лодки Loire 130 и 8 Gourdou-Leseurre GL-832 HY, 4 летающих лодки Potez 452, 2 поплавковых истребителя Loire 210 (на линкорах «Дюнкерк» и «Страсбург»), 1 разведчик подводной лодки Besson 411.
Авиационный парк явно нуждался в обновлении. Но для этого нужно время и готовые к производству проекты хороших самолётов. Однако то, что имелось «под рукой», вроде пикирующих бомбардировщиков Loire-Nieuport LN.401, не сильно улучшило картину. В конце 30-х годов был создано немало интересных проектов: палубный пикирующий бомбардировщик Latécoère 299, двухмоторные палубные разведчики-бомбардировщики Dewoitine D.750 и SNCAO CAO-600, палубный штурмовик-бомбардировщик Breguet Br.810 (палубный вариант Br.693), палубные истребители Dewoitine D.790 (палубный вариант D.520 и Latécoère 675. И это далеко не полный список. Но не один из этих проектов не был запущен в производство.
В результате заказали в США палубные Vought V-156F, но первые из них прибыли лишь к самому началу боевых действий.
На 10-е мая морская авиация Франции имеет такой состав.
В Атлантической зоне базируются:
Истребительная флотилия F1C, из двух эскадрилий (AC1 и AC2) которые перевооружили тяжелыми истребителями Potez 631, их по списку 25 единиц.
Торпедоносная флотилия 5F, из трёх эскадрилий (T1, T2 и T3), по 10 самолётов Latécoère 298 в каждой.
Флотилия пикирующих бомбардировщиков F1A, из трёх эскадрилий по 12 самолётов в каждой. Эскадрилья AB2 вооружена французскими пикировщиками Loire-Nieuport LN.401, AB2 — американскими Vought 156F, AB4 — французскими Loire-Nieuport LN.411.
Две бомбардировочные эскадрильи (В1 и В2), в которых также по 7 поплавковых бомбардировщиков Lioré et Olivier H.257bis. Но 1-я эскадрилья перебрасывалась в Марокко.
Эскадрильи ближней разведки имели примерно такой же состав, в Атлантической зоне находились 1S1, 1S2, 2S1, 2S2, 2S4 и автожирная 3S2. Всего 43 гидросамолета и 9 автожиров.
Эскадрилий дальней разведки было четыре (E1, E2, E6 и E8) и в них было 11 летающих лодок.
В Средиземноморской зоне находились:
Одна истребительная эскадрилья AC3, на вооружении которой 13 Bloch MB.151 и 2 старых Dewoitine D.510.
Одна эскадрилья торпедоносцев T4, в которой 10 самолётов Latécoère 298.
Одна эскадрилья пикирующих бомбардировщиков AB1, в которой 13 американских Vought 156F.
Восемь эскадрилий ближней разведки (2S3, 3S1, 3S3, 3S4, 3S5, 3S6, 4S1 и 4S2), в которых 62 самолёта, при этом эскадрилья 2S3, имеющая 10 старых самолётов Levasseur PL.10, PL.14 и PL.101, находится в стадии переформирования в эскадрилью пикирующих бомбардировщиков AB5. Появятся в небольших количествах (10 машин) новые разведчики Lioré et Olivier H.43.
Шесть эскадрилий дальней разведки (E3, E5, E7, E9, E10 и E11) с 28 самолётами. В том числе 4 новых летающих лодки Lioré et Olivier H.470.
Все остальные разведывательные эскадрильи находились в Леванте, Африке, Азии и Океании.
Через месяц, 5-го июня в Средиземноморской зоне истребительная эскадрилья останется по-прежнему одна, зато количество эскадрилий с торпедоносцами возрастёт до четырёх (HB1 и HB2, T1 и T4), в них 34 исправных самолёта. Эскадрилий пикировщиков станет три (AB2, AB3 и AB4), в первой и последней по 6 Loire-Nieuport LN.411, во второй 12 Vought 156F.
В своём основном качестве против немцев и итальянцев французская морская авиация себя проявить не смогла. Скорее не успела. Наиболее значимые боевые эпизоды происходили на сухопутном театре. Что и не удивительно, так как армейской авиации хронически не хватало, и пришлось использовать всё, что можно и даже, вроде бы, нельзя.
В целом же, на мой взгляд, французская морская авиация интересна смешением за отрезок меньше года самых разных самолётов, от почти древних, до весьма интересных современных проектов, которые, увы, так и не смогли повоевать.
Все материалы, связанные с французской армией и боевыми действиями в 1940 году, идут с тегом #франция1940.
Рекомендую также мою статью:
Информация эта уже была опубликована на моём сайте.
... и маленькое объявление.
У меня вышла новая книга «Мифы и факты Великой Отечественной войны». Она не столько про мифы, сколько про реальные события. Книга существует только в электронном виде.
Я постарался поставить самую минимальную цену из тех, что позволяют магазины.
Рекомендую, надеюсь, будет интересно.
Посмотреть и приобрести можно тут.