Найти в Дзене

Морская авиация Франции: тоже очень интересно

Французская морская авиация была сродни всем вооруженным силам этой страны, во всяком случае между мировыми войнами. Излагая историю её развития можно ограничиться одной фразой: «Сами не знают, что хотят», хотя, можно использовать и «Постоянный творческий поиск наиболее совершенного и рационального». Грань между этими определениями слишком тонкая, и разница между ними, видимо, в конечном результате. А по результатам больше подходит первая версия.

Попытка объединить во Франции всё, что летает под единым командованием и оторвать морскую авиацию от флота, едва ли можно назвать удачной. От этого, слава богу, отказались, но на развитии положительно сей факт не сказался. Национализация авиапромышленности перед самой войной привела к тому, что многие образцы самолётов вообще не поступили на вооружение. Попытка сделать что-то универсальное, чтобы и с палубы, и с воды, приводила лишь к созданию не самых удачных моделей самолётов, а всеобщая экономия на вооруженных силах давала принятие на вооружение самолётов, устаревших ещё вчера. Словом, после даже краткого изучения истории французской морской авиации, вопроса: «Почему Франция так быстро проиграла войну?», как-то и не возникает.

Тем не менее, изучить, хотя бы кратко, я полагаю, будет интересно.

-2

Во Вторую Мировую войну французский флот вступил имея, один авианосец «Беарн» (Béarn) и один гидроавианосец «Коммандан Тест» (Commandant Teste). Впрочем, оба корабля к тому времени уже правильнее именовать авиатранспортами. Поскольку «Беарн», по мнению командования, был слишком тихоходен и его следовало заменить. Для замены строились два новых авианосца, но хотя они ещё были не готовы, «Беарну» уже нашли другую работу: он перевозил закупленные в США самолёты.

«Коммандан Тест», самый крупный в Европе корабль этого класса, и, можно сказать, самый совершенный, тоже находился в непонятном состоянии. С одной стороны, его пытались использовать как ударный, используя поплавковые торпедоносцы, с другой, он вроде как должен был выполнять роль плавбазы для бортовых гидросамолётов с других кораблей. В результате, с началом войны он использовался как авиатранспорт, перевозя самолёты в Северную Африку и Левант.

Предназначенные же для «Беарна» и «Теста» самолёты базировались на суше.

К началу войны морская авиация имела следующий состав.

Две эскадрильи палубных торпедоносцев (АВ1 и АВ2), на вооружении которых состояли (соответственно) по 9 Levasseur PL.7 и Levasseur PL.101.

Две эскадрильи палубных истребителей (АС1 и АС2) на вооружении которых состояло по 9 истребителей Dewoitine D.376 и D.373. Все четыре эскадрильи, как можно догадаться, были с авианосца «Беарн».

Три бомбардировочных эскадрильи (В1, В2 и В3), на вооружении которых было по 6 поплавковых бомбардировщиков-бипланов Lioré et Olivier H.257bis.

Одна эскадрилья гидроистребителей (НС1) в составе 9 самолётов Loire LN. 210.

Одна эскадрилья поплавковых торпедоносцев (НВ1) с гидроавианосца «Командан Тест», в которой было 10 самолётов Latécoère 298.

Разведывательная эскадрилья НS1 (с гидроавианосца «Командан Тест») имела на вооружении 6 самолётов Loire 130.

Две эскадрильи (Т1 и Т-2) имели по 10 торпедоносцев Latécoère 298.

Пятнадцать эскадрилий ближней разведки (1S1, 1S2, 2S1, 2S2, 2S4, 3S1, 3S2, 3S3, 3S4, 3S5, 4S1, 4S2, SS Antilles, SS Tahiti) имели на вооружении 3 разведчика Loire 130, 3 Latécoère 290, 13 CAMS 37, 23 CAMS 55, 3 Lioré et Olivier 20, 24 Gourdou-Leseurre GL-812 HY, 4 Farman 740, 2 английских лицензионных летающих лодки Short S.8 Calcutta, 6 Potez 25, 4 Levasseur PL.15, 6 автожиров Lioré et Olivier С30.

Восемь эскадрилий дальней разведки (Е1-Е8) на вооружении которых 20 летающих лодок Breguet 521 Bizerta, 4 Latécoère 301/302, 3 Latécoère 523, 6 Loire 70, 3 Potez-C.A.M.S. 141.

На кораблях (3 линкора, 7 тяжелых и 11 легких крейсеров, 7 колониальных авизо и 1 подводный крейсер) базировалось 49 самолётов, в том числе 34 летающих лодки Loire 130 и 8 Gourdou-Leseurre GL-832 HY, 4 летающих лодки Potez 452, 2 поплавковых истребителя Loire 210 (на линкорах «Дюнкерк» и «Страсбург»), 1 разведчик подводной лодки Besson 411.

Бомбардировщик-торпедоносец Levasseur PL.7 создан в 1926 году. Всего было выпущено 49 самолётов. Скорость 170 км/час, дальность полёта 645 км, экипаж 3 чел., вооружение два 7.5-мм пулемета, бомбы до 450 кг или одна 450-мм торпеда.
Бомбардировщик-торпедоносец Levasseur PL.7 создан в 1926 году. Всего было выпущено 49 самолётов. Скорость 170 км/час, дальность полёта 645 км, экипаж 3 чел., вооружение два 7.5-мм пулемета, бомбы до 450 кг или одна 450-мм торпеда.
Палубный самолет-разведчик Levasseur PL.101 создан 1933 году. Всего было выпущено 20 самолётов. Скорость 220 км/час, дальность полёта 600 км, экипаж 2 чел., вооружение два 7.5-мм пулемета, бомбы до 60 кг.
Палубный самолет-разведчик Levasseur PL.101 создан 1933 году. Всего было выпущено 20 самолётов. Скорость 220 км/час, дальность полёта 600 км, экипаж 2 чел., вооружение два 7.5-мм пулемета, бомбы до 60 кг.
Палубный истребитель Dewoitine D.376 создан в 1932 году. Модификация D.373 предназначалась для наземного базирования, но все машины снабжались тормозными крюками и закрылками, а у D.376 было и складывающееся крыло. Всего было выпущено 40 истребителей. Им пришлось повоевать в Испании, но в 1940 году все были пущены на слом. Скорость 405 км/час, дальность полёта 900 км, экипаж 1 чел., вооружение четыре 7.5-мм пулемета.
Палубный истребитель Dewoitine D.376 создан в 1932 году. Модификация D.373 предназначалась для наземного базирования, но все машины снабжались тормозными крюками и закрылками, а у D.376 было и складывающееся крыло. Всего было выпущено 40 истребителей. Им пришлось повоевать в Испании, но в 1940 году все были пущены на слом. Скорость 405 км/час, дальность полёта 900 км, экипаж 1 чел., вооружение четыре 7.5-мм пулемета.
Поплавковый торпедоносец-бомбардировщик Lioré et Olivier H.257bis, развитие сухопутного бомбардировщика LeO 25, созданного в 1929 году. Изготовлено 60 самолётов и 30 практически идентичных H.258. В ходе боевых действий эти старые бипланы бомбили немецкие войска ночью, но были и случаи дневных налётов. Скорость 240 км/час, дальность полёта 1500 км, экипаж 5-6 чел., вооружение три 7.5-мм пулемета, 1х 670 кг торпеда или бомбы до 600 кг.
Поплавковый торпедоносец-бомбардировщик Lioré et Olivier H.257bis, развитие сухопутного бомбардировщика LeO 25, созданного в 1929 году. Изготовлено 60 самолётов и 30 практически идентичных H.258. В ходе боевых действий эти старые бипланы бомбили немецкие войска ночью, но были и случаи дневных налётов. Скорость 240 км/час, дальность полёта 1500 км, экипаж 5-6 чел., вооружение три 7.5-мм пулемета, 1х 670 кг торпеда или бомбы до 600 кг.
Поплавковый истребитель Loire LN.210 создан в 1933 году. Всего изготовлен 21 самолет, на вооружение стали поступать лишь в январе 1939 года. Эти истребители должны были размещаться на гидроавианосцах и линкорах. У самолёта была высокая аварийность, потому полеты на них были прекращены и в ноябре эскадрильи этих истребителей расформировали. Скорость 315 км/час, дальность полёта 750 км, экипаж 1 чел., вооружение четыре 7.5-мм пулемета.
Поплавковый истребитель Loire LN.210 создан в 1933 году. Всего изготовлен 21 самолет, на вооружение стали поступать лишь в январе 1939 года. Эти истребители должны были размещаться на гидроавианосцах и линкорах. У самолёта была высокая аварийность, потому полеты на них были прекращены и в ноябре эскадрильи этих истребителей расформировали. Скорость 315 км/час, дальность полёта 750 км, экипаж 1 чел., вооружение четыре 7.5-мм пулемета.
Поплавковый торпедоносец Latécoère 298 создан в 1936 году. Всего изготовлен 121 самолет. Имелась модификация 298В для размещения на гидроавианосце, со складывающимся крылом, и 298А для базирования на берегу. Против кораблей почти (несколько вылетов было против итальянских крейсеров) не использовались, но активно применялись против немецких сухопутных войск, сбрасывая с пикирования бомбы до 500 кг. Но чаще вылетали ночью. Производились и использовались в боевых действиях и после 1943 года. Скорость 290 км/час, дальность полёта 2200 км, экипаж 3 чел., вооружение три 7.5-мм пулемета, 1х 670 кг торпеда или бомбы до 500 кг, или три глубинных бомбы.
Поплавковый торпедоносец Latécoère 298 создан в 1936 году. Всего изготовлен 121 самолет. Имелась модификация 298В для размещения на гидроавианосце, со складывающимся крылом, и 298А для базирования на берегу. Против кораблей почти (несколько вылетов было против итальянских крейсеров) не использовались, но активно применялись против немецких сухопутных войск, сбрасывая с пикирования бомбы до 500 кг. Но чаще вылетали ночью. Производились и использовались в боевых действиях и после 1943 года. Скорость 290 км/час, дальность полёта 2200 км, экипаж 3 чел., вооружение три 7.5-мм пулемета, 1х 670 кг торпеда или бомбы до 500 кг, или три глубинных бомбы.
Многоцелевая летающая лодка Loire 130 создана в 1934 году. Выпущено 126 самолётов. Использовался, главным образом, как корабельный разведчик. Скорость 226 км/час, дальность полёта 1100 км, экипаж 3 чел., вооружение два 7.5-мм пулемета, бомбы до 150 кг.
Многоцелевая летающая лодка Loire 130 создана в 1934 году. Выпущено 126 самолётов. Использовался, главным образом, как корабельный разведчик. Скорость 226 км/час, дальность полёта 1100 км, экипаж 3 чел., вооружение два 7.5-мм пулемета, бомбы до 150 кг.
Поплавковый разведчик Gourdou-Leseurre GL-812 HY создан в 1926 году. Всего выпущено 86 самолётов. Часть выпускалась со складывающимся крылом для размещения на кораблях, но использовались для берегового базирования. Большая часть этих устаревших самолётов применялась как спасательные. Скорость 195 км/час, дальность полёта 560 км, экипаж 3 чел., вооружение три 7.5-мм пулемета, бомбы до 150 кг.
Поплавковый разведчик Gourdou-Leseurre GL-812 HY создан в 1926 году. Всего выпущено 86 самолётов. Часть выпускалась со складывающимся крылом для размещения на кораблях, но использовались для берегового базирования. Большая часть этих устаревших самолётов применялась как спасательные. Скорость 195 км/час, дальность полёта 560 км, экипаж 3 чел., вооружение три 7.5-мм пулемета, бомбы до 150 кг.
Летающая лодка Breguet 521 Bizerta создана в 1933 году. Выпущено 37 самолётов. Использовались как дальние морские разведчики. Трофейные «Бизерты» использовались немцами как спасательные и патрульные самолёты. Скорость 245 км/час, дальность полёта 3000 км, экипаж 8 чел., вооружение пять 7.5-мм пулеметов, до 1600 кг бомб или две торпеды.
Летающая лодка Breguet 521 Bizerta создана в 1933 году. Выпущено 37 самолётов. Использовались как дальние морские разведчики. Трофейные «Бизерты» использовались немцами как спасательные и патрульные самолёты. Скорость 245 км/час, дальность полёта 3000 км, экипаж 8 чел., вооружение пять 7.5-мм пулеметов, до 1600 кг бомб или две торпеды.

Авиационный парк явно нуждался в обновлении. Но для этого нужно время и готовые к производству проекты хороших самолётов. Однако то, что имелось «под рукой», вроде пикирующих бомбардировщиков Loire-Nieuport LN.401, не сильно улучшило картину. В конце 30-х годов был создано немало интересных проектов: палубный пикирующий бомбардировщик Latécoère 299, двухмоторные палубные разведчики-бомбардировщики Dewoitine D.750 и SNCAO CAO-600, палубный штурмовик-бомбардировщик Breguet Br.810 (палубный вариант Br.693), палубные истребители Dewoitine D.790 (палубный вариант D.520 и Latécoère 675. И это далеко не полный список. Но не один из этих проектов не был запущен в производство.

В результате заказали в США палубные Vought V-156F, но первые из них прибыли лишь к самому началу боевых действий.

Палубный пикирующий бомбардировщик Loire-Nieuport 401 создан в 1938 году. Модификация LN.411 предназначалась для армейской авиации, не имела посадочного крюка и складывающихся крыльев. Всего выпустили 68 самолётов. Самолёт одинаково не понравился как морскому, так и сухопутному командованию. С палубы они не использовались, в действиях против сухопутных войск проявить себя хорошо не смогли, и несли очень высокие потери.  Скорость 380 км/час, дальность полёта 1200 км, экипаж 1 чел., вооружение одна 20-мм пушка и два 7.5-мм пулемета, 225 кг бомб.
Палубный пикирующий бомбардировщик Loire-Nieuport 401 создан в 1938 году. Модификация LN.411 предназначалась для армейской авиации, не имела посадочного крюка и складывающихся крыльев. Всего выпустили 68 самолётов. Самолёт одинаково не понравился как морскому, так и сухопутному командованию. С палубы они не использовались, в действиях против сухопутных войск проявить себя хорошо не смогли, и несли очень высокие потери. Скорость 380 км/час, дальность полёта 1200 км, экипаж 1 чел., вооружение одна 20-мм пушка и два 7.5-мм пулемета, 225 кг бомб.
Палубный бомбардировщик-разведчик Vought SB2U Vindicator создан в США в 1936 году. В 1939 году Франция заказала 40 самолётов (по другим данным 51), которые получили индекс V-156F. Как палубные не использовались, действовали с берега. Часть самолётов успела повоевать против немцев и итальянцев, потопили итальянскую подводную лодку. Скорость 391 км/час, дальность полёта 1800 км, экипаж 2 чел., вооружение два 12.7-мм передних пулемета и два 7.62-мм пулемета на турели в задней кабине, бомбовая нагрузка до 454 кг.
Палубный бомбардировщик-разведчик Vought SB2U Vindicator создан в США в 1936 году. В 1939 году Франция заказала 40 самолётов (по другим данным 51), которые получили индекс V-156F. Как палубные не использовались, действовали с берега. Часть самолётов успела повоевать против немцев и итальянцев, потопили итальянскую подводную лодку. Скорость 391 км/час, дальность полёта 1800 км, экипаж 2 чел., вооружение два 12.7-мм передних пулемета и два 7.62-мм пулемета на турели в задней кабине, бомбовая нагрузка до 454 кг.

На 10-е мая морская авиация Франции имеет такой состав.

В Атлантической зоне базируются:

Истребительная флотилия F1C, из двух эскадрилий (AC1 и AC2) которые перевооружили тяжелыми истребителями Potez 631, их по списку 25 единиц.

Торпедоносная флотилия 5F, из трёх эскадрилий (T1, T2 и T3), по 10 самолётов Latécoère 298 в каждой.

Флотилия пикирующих бомбардировщиков F1A, из трёх эскадрилий по 12 самолётов в каждой. Эскадрилья AB2 вооружена французскими пикировщиками Loire-Nieuport LN.401, AB2 — американскими Vought 156F, AB4 — французскими Loire-Nieuport LN.411.

Две бомбардировочные эскадрильи (В1 и В2), в которых также по 7 поплавковых бомбардировщиков Lioré et Olivier H.257bis. Но 1-я эскадрилья перебрасывалась в Марокко.

Эскадрильи ближней разведки имели примерно такой же состав, в Атлантической зоне находились 1S1, 1S2, 2S1, 2S2, 2S4 и автожирная 3S2. Всего 43 гидросамолета и 9 автожиров.

Эскадрилий дальней разведки было четыре (E1, E2, E6 и E8) и в них было 11 летающих лодок.

В Средиземноморской зоне находились:

Одна истребительная эскадрилья AC3, на вооружении которой 13 Bloch MB.151 и 2 старых Dewoitine D.510.

Одна эскадрилья торпедоносцев T4, в которой 10 самолётов Latécoère 298.

Одна эскадрилья пикирующих бомбардировщиков AB1, в которой 13 американских Vought 156F.

Восемь эскадрилий ближней разведки (2S3, 3S1, 3S3, 3S4, 3S5, 3S6, 4S1 и 4S2), в которых 62 самолёта, при этом эскадрилья 2S3, имеющая 10 старых самолётов Levasseur PL.10, PL.14 и PL.101, находится в стадии переформирования в эскадрилью пикирующих бомбардировщиков AB5. Появятся в небольших количествах (10 машин) новые разведчики Lioré et Olivier H.43.

Шесть эскадрилий дальней разведки (E3, E5, E7, E9, E10 и E11) с 28 самолётами. В том числе 4 новых летающих лодки Lioré et Olivier H.470.

Все остальные разведывательные эскадрильи находились в Леванте, Африке, Азии и Океании.

-14

Через месяц, 5-го июня в Средиземноморской зоне истребительная эскадрилья останется по-прежнему одна, зато количество эскадрилий с торпедоносцами возрастёт до четырёх (HB1 и HB2, T1 и T4), в них 34 исправных самолёта. Эскадрилий пикировщиков станет три (AB2, AB3 и AB4), в первой и последней по 6 Loire-Nieuport LN.411, во второй 12 Vought 156F.

В своём основном качестве против немцев и итальянцев французская морская авиация себя проявить не смогла. Скорее не успела. Наиболее значимые боевые эпизоды происходили на сухопутном театре. Что и не удивительно, так как армейской авиации хронически не хватало, и пришлось использовать всё, что можно и даже, вроде бы, нельзя.

В целом же, на мой взгляд, французская морская авиация интересна смешением за отрезок меньше года самых разных самолётов, от почти древних, до весьма интересных современных проектов, которые, увы, так и не смогли повоевать.

Палубный разведчик-бомбардировщик Latécoère 299. Проектирование начато в 1937 году, в 1939 году построено два опытных самолёта. Создан на базе неплохого поплавкового торпедоносца Latécoère 298. Из него бы мог получиться весьма неплохой палубный пикирующий бомбардировщик, но ... Скорость 345 км/час, дальность полёта 900 км, экипаж 3 чел., вооружение три пулемета, бомбовая нагрузка до 900 кг.
Палубный разведчик-бомбардировщик Latécoère 299. Проектирование начато в 1937 году, в 1939 году построено два опытных самолёта. Создан на базе неплохого поплавкового торпедоносца Latécoère 298. Из него бы мог получиться весьма неплохой палубный пикирующий бомбардировщик, но ... Скорость 345 км/час, дальность полёта 900 км, экипаж 3 чел., вооружение три пулемета, бомбовая нагрузка до 900 кг.
Многоцелевой палубный самолёт Dewoitine D.750 разрабатывался с 1938 года. В 1940 году был готов лишь один прототип, самолёт по итогам испытаний планировали запустить в серию. Скорость 357 км/час, дальность полёта 1450 км, экипаж 2-3 чел., вооружение три пулемета, бомбовая нагрузка до 500 кг или одна 650-кг торпеда.
Многоцелевой палубный самолёт Dewoitine D.750 разрабатывался с 1938 года. В 1940 году был готов лишь один прототип, самолёт по итогам испытаний планировали запустить в серию. Скорость 357 км/час, дальность полёта 1450 км, экипаж 2-3 чел., вооружение три пулемета, бомбовая нагрузка до 500 кг или одна 650-кг торпеда.

Все материалы, связанные с французской армией и боевыми действиями в 1940 году, идут с тегом #франция1940.

Рекомендую также мою статью:

«Небесные тихоходы» Люфтваффе

-17

Информация эта уже была опубликована на моём сайте.

... и маленькое объявление.

У меня вышла новая книга «Мифы и факты Великой Отечественной войны». Она не столько про мифы, сколько про реальные события. Книга существует только в электронном виде.

Я постарался поставить самую минимальную цену из тех, что позволяют магазины.

Рекомендую, надеюсь, будет интересно.

Посмотреть и приобрести можно тут.