Найти тему
частные суждения

Божественный апгрейд в зеркале современного масс-культа.

Пересматривал на днях фильм «300: Расцвет империи» и обратил внимание на одну деталь. После гибели своего отца от стрелы Фемистокла, юный Ксеркс отправляется в некую таинственную пещеру, где живут жрецы загадочного культа, окунается там в купель, а встаёт из неё уже не человек, а Бог-Император. Харизматичный, могучий, безжалостный. Он трансформируется даже внешне — лысеет, становится на голову выше ростом, обретает могучее телосложение и пирсинг в разных местах. Последнее, впрочем, можно списать на изменившиеся вкусы владыки, как и манеру ходить в одних золотых плавках, хотя все остальные персы в фильме одеты.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Заметим, что без одежды в фильме ходят как раз греки, в особенности же самые крутые, то есть спартанцы. Дарий перед смертью произносит фразу «Только боги могут разбить греков», а Артемисия впоследствии, в разговоре с Фемистоклом, объясняет — почему. По её мнению, среди греков много потомков богов. Можно сказать, что почти в каждом греке течёт разбавленная божественная кровь. Поэтому победить их на поле боя обычным людям, каковыми являются народы, населяющие провинции Персидской империи, не под силу.

Фемистокл и Артемисия.
Фемистокл и Артемисия.

Фемистокла та же Артемисия считает прямым потомком кого-то из богов. Она говорит ему при встрече: «Вчера с нашим флотом словно сам Посейдон бился». Сама она, о чём говорит как её имя, так и поведение на протяжении всего фильма, считает себя дочерью (не обязательно родной, возможно приёмной) Артемиды-охотницы, в полном соответствии с её именем. Во время последнего разговора с Богом-Императором на руинах уничтоженных Афин ярко проявляется разница между этими двумя богами. Артемида исходит из эстетических критериев, она любит красивых воинов и изящные военные хитрости. Она восхищалась Афинами как «единственным местом в Греции, которое чего-то стоило». А вот для жесткого прагматика Бога-Императора Афины — лишь препятствие, мешавшее триумфальной поступи его Империи.

«Что ты творишь, дура истеричная?» — как бы говорит выражение лица Бога-Императора.
«Что ты творишь, дура истеричная?» — как бы говорит выражение лица Бога-Императора.

При этом Бог-Император намного мудрее и осторожнее Артемиды, он предлагает ей сперва послать небольшую группу кораблей на разведку, но та игнорирует его совет, поскольку для неё в принципе нет разницы между победой и поражением. Есть только красивые сражения (даже если она в них проиграла) и скучные. Заметим, что в этом фильме с богами могут справиться лишь боги же, или как минимум их потомки: Артемисию убивает сам Фемистокл, хотя до того она часто оказывалась в самой гуще боя и могла бы погибнуть множество раз, если бы её не хранила её богиня.

Тяжёлое детство Артемисии в трюме рабского корабля.
Тяжёлое детство Артемисии в трюме рабского корабля.

В этой киновселенной боги равнодушны к страданиям смертных, в том числе и тех, которые служат им. Та же Артемисия, прежде чем стать воплощением богини, пережила смерть всех своих родных и долгие годы страданий и унижений. А от личности прежнего Ксеркса, трогательно любившего отца и бывшего тонко чувствующей натурой, в Боге-Императоре вообще ничего не осталось. Но в фильме попросту пересказаны античные мифы (под видом истории) и казалось бы, при чём здесь современность?

Кадр из фильма «Апгрейд».
Кадр из фильма «Апгрейд».

Однако весьма похожая трансформация произошла, к примеру, с главным героем фантастического боевика «Апгрейд». Только в его случае бог явился из машины, то есть из вживлённого чипа. Ещё со времён классического «Метрополиса» Фрица Ланга искусственный интеллект проявляется как сверхразум, обладающий теми же возможностями, которые раньше люди приписывали богам. В «Метрополисе» он легко манипулирует людскими массами, в «Апгрейде» превращает одержимого им человека в непобедимого воина. Да и Скайнет из «Терминатора» — чем не злое божество?

Артемисия и её верные киборги. То бишь телохранители из гвардии «бессмертных».
Артемисия и её верные киборги. То бишь телохранители из гвардии «бессмертных».

Но и в «Расцвете империи» мы видим в точности то же самое. Артемисия (постепенно, на протяжении всей жизни) и Ксеркс (мгновенно, во время окунания в озеро) получают прошивку, делающую их сверхлюдьми. А некоторые греки, такие как Фемистокл, царь Леонид и его жена Горго эту прошивку, судя по всему, уже имеют. Она у них активируется автоматически, во время любого боя. Люди в мире, который показан в «300», по сути являются автономными роботами, вроде Терминаторов, которые после божественного вмешательства получают прямую связь с супер-AI. Этот внешний сверхразум может заливать в них боевые программы или же брать под прямое управление. При этом окружающие люди это чувствуют и таким личностям, как бы они не были неадекватны (Артемисия вообще ведёт себя как карикатурная злодейка с полным отсутствием мозгов — убивает собственных подчинённых, публично разоблачает шпиона вместо того чтобы его использовать и т.д.), охотно подчиняются.

Артемисия в фильме всегда попадает в цель, независимо от дистанции, ночи, тумана и прочих внешних факторов.
Артемисия в фильме всегда попадает в цель, независимо от дистанции, ночи, тумана и прочих внешних факторов.

Подводя итог. Эти два фильма («300» и «300: Расцвет империи») являются характерным примером типичного современного техно-мифа, завёрнутого в оболочку из античной истории в её комиксовой трактовке.