Найти в Дзене

Монголы. Вторжение в Европу: битва при Легнице, часть вторая

Вторая атака была предпринята Сулиславом и Мешко из Ополя, которые повели в бой основные силы. В отличие от предыдущей схватки, наступление польского войска в этот раз началось удачно — после небольших рукопашных стычек монголы стали откатываться. Вдохновленные первоначальным успехом, рыцари продолжили движение, стремясь догнать противника и обрушить на него всю мощь своего копейного удара. Понимая, к каким потерям может привести подобное лобовое столкновение, степняки продолжали отступать, отстреливаясь из луков.

Далее произошло необычное событие. До слуха воинов Сулислава и Мешко долетел клич: "Бегите! Бегите!". Как впоследствии выяснилось, его выкрикивал на польском разъезжавший по полю провокатор. Князь Мешко, по всей видимости, принял клич за правду и, увлекая за собой часть своего отряда, стал уходить с поля боя. Заметив его отступление, Генрих повел вперед свою резервную линию, намереваясь нанести решающий удар по рассредоточенным монгольским всадникам. Впрочем, Байдар парировал выпад поляков, бросив в атаку свой собственный резерв — подразделения тяжелой копейной конницы, которая у монголов тоже была, хотя и уступала европейской в качестве снаряжения и скакунов.

Противники столкнулись в жестокой рукопашной схватке — повсюду слышался треск ломающихся копей и лязг стальных сабель о доспехи. Исследователи сходятся во мнении, что силы были примерно одинаковы и никто долго не мог добиться преимущества. В какой-то момент кавалерия Генриха, по всей видимости, стала одерживать вверх над чужестранцами, однако тем все же удалось дезорганизовать поляков и повернуть ход событий в свою сторону.

Существует две версии, каким образом у монголов это получилось. Польский хронист Ян Длугош приписывает захватчикам использование колдовства, которое привело к перелому в битве и разгрому европейцев: "Была в их войске между иными хоругвями одна огромной величины, а на вершине древка этой хоругви торчало подобие очень уродливой и безобразной головы с бородой. Когда татары в едином порыве уже двинулись назад и приготовились бежать, знаменосец начал широко размахивать той головой. Из нее сразу стали исходить пар, дым и туман с таким сильным смрадом, что из-за этой разошедшейся между войсками вони, поляки разомлели и едва живы остались. Силы их покинули и они были уже не способны к бою".

-2

Некоторые исследователи считают, что это был первый случай использования химического оружия в боевых целях. Действительно, монголы имели доступ к китайским военным достижениям, в том числе и к пороху, однако эта версия все равно кажется маловероятной. Более правдоподобная трактовка событий говорит о том, что степняки просто подожгли траву, тем самым внеся абсолютную неразбериху в ряды польского воинства. В поднявшемся над полем облаке дыма дезориентированные рыцари беспорядочно метались из стороны в сторону, пытаясь найти выход из огненной западни. Потерявшие связь со своими хоругвями и задыхавшиеся от густого смрада, всадники один за другим погибали от монгольских сабель.

Одновременно освободившиеся ордынские части преодолели дымовую завесу, выехали на беспомощную пехоту и моментально сбили ее. Союзная армия была наголову разгромлена, а тевтонский ландмайстер бежал. Большинство его рыцарей вместе с польской аристократией и тамплиерами остались лежать мертвыми на поле боя. Генрих попытался спастись с тремя телохранителями, однако группа преследователей двинулась за ними, расстреливая одного за другим. Когда же измученная лошадь Генриха рухнула, монгольские всадники настигли князя, отрубили голову и потом возили ее на копье под стенами Легницы.

После битвы монголы подсчитали количество убитых врагов, отрезав у каждого по уху и сложив их в девять больших мешков, которые они потом отправили Батыю. Более точных сведений о потерях в источниках не сохранилось, однако число погибших европейских рыцарей в любом случае было значительным. Поражение произвело сильное впечатление на европейцев, однако, несмотря на выставленную под городскими стенами голову Генриха, жители Легницы не отрыли ворот монгольскому войску, а последовавший штурм отразили.

-3

По-видимому, тяжелое сражение ослабило боевые возможности корпусов Орды и Байдара. Кроме того, недалеко от места битвы находился опоздавший король Вацлав I со своей свежей армией. Все решил только один день и один дневной переход, который чехи не успели совершить. Вацлав не стал испытывать судьбу и отступил, оставив всю южную Польшу завоевателям, а те без промедления занялись грабежами и насилием.

Однако победа в сражении под Легницей не была главной задачей монголов. Ключевой целью кампании по-прежнему оставалась Венгрия, и триумф Байдара лишь обеспечивал безопасность северного фланга основных сил Батыя. Кровавая расправа уже над войсками Венгерского королевства произойдет спустя 48 часов после легницкого побоища.

Продолжение: Монголы. Вторжение в Европу: венгерский раздрай

Ранее: Монголы. Вторжение в Европу: битва при Легнице, часть первая

Начало: Монголы. Рождение Великой империи