Найти в Дзене

Что нужно знать о зарядке электромобиля: типы разъемов и станций

Оглавление

При покупке электромобиля обязательно нужно уделить внимание не только характеристикам самой машины, но и вопросу ее подзарядки. Независимо от того, какой вариант вы выберете — электромобиль или гибрид, вам необходимо продумать, как вы сможете подзаряжать аккумуляторные батареи.

В подавляющем большинстве случаев обычная розетка и вилка для этого не подойдут.

Давайте разберемся, какими бывают основные виды станций для подзарядки электромобилей, а также основные типы разъемов, которые применяются в зарядных устройствах и машинах.

К сожалению, в мире пока не выработался единый стандарт для подзарядки электрокаров. (Хотя, возможно, в Европе со временем и появится такой стандарт с разъемом типа CCS Combo 2, поскольку уже сейчас активно ведутся работы по его разработке и внедрению). Поэтому всегда следует проверять, насколько выбранный вами автомобиль вписывается в имеющуюся вокруг вас инфраструктуру.

Виды станций для зарядки электрокаров

Существует 5 основных видов зарядных станций:

  • Mode 1

В этом режиме подзарядка происходит в основном от сети бытового электроснабжения, поэтому это самый маломощный режим. Для полной зарядки аккумуляторов электрокара таким способом потребуется около 12 часов. Зато для подзарядки не понадобится никакого специального оборудования — только адаптер переменного тока и обычная розетка. Но из-за своей низкой безопасности подключения этот режим крайне редко используется для зарядки серийных электрокаров.

  • Mode 2

Станции этого типа также используют переменный ток. Они подходят как для эксплуатации на автозаправочных станциях, так и в быту. Их применяют для подзарядки всех видов электромобилей, у которых подключаемый коннектор имеет стандартный разъем и внутрикабельную систему защиты.

  • Mode 3

Этот стандарт является самым мощным из тех, что используют переменный ток. При работе в однофазной сети к нему подходят разъемы первого типа, а для трехфазной — разъемы второго типа.

  • Mode 4

В таких зарядных комплексах используется постоянный ток, а не переменный. Поэтому для некоторых автомобилей они не подходят из-за слишком большой мощности. Зато те электрокары, для которых подходит этот стандарт, могут восстановить уровень заряда своего аккумулятора до 80% всего за полчаса. Такие комплексы пока довольно редки в Украине, поскольку для их установки требуется отдельная электролиния высокой мощности. Да и стоят они довольно дорого. Но все же такие станции уже можно встретить и в городе, и на шоссе.

  • Tesla Supercharger
Разъем для зарядки американской версии Tesla Model 3
Разъем для зарядки американской версии Tesla Model 3
Разъем для зарядки европейской версии Tesla Model S
Разъем для зарядки европейской версии Tesla Model S

Особо следует отметить суперчарджеры — это зарядные станции типа Tesla Supercharger, которые отличаются обособленностью применения. Они нагнетают энергию и способны зарядить аккумуляторы до 100% всего за час с четвертью. Для подзарядки до 80% им понадобится сорок минут, а до 50% — всего 20 минут! Такая высокая зарядная мощность (135 кВт) становится возможной благодаря использованию постоянного тока.

Электрозаправки Tesla Supercharger
Электрозаправки Tesla Supercharger

К сожалению, коннекторы этого типа станций различаются количеством разъемов в зависимости от региона, в котором они размещены. В европейских странах в таких коннекторах 5 разъемов, а в Штатах — 3. Это значительно осложняет использование электрокаров Tesla, привезенных из Америки в Европу.

Виды разъемов электромобилей

Электромобильные коннекторы различаются в зависимости от региона и скорости зарядки.

Type 1 J1772

Тип разъема Type 1 J1772 (США, Япония)
Тип разъема Type 1 J1772 (США, Япония)

В этом типе разъемов 5 контактов, что характерно для большей части американских и азиатских машин. Зарядка возможна от однофазной сети (ток переменный) с предельной мощностью равной 7,4 кВт, максимально возможным напряжением до 230 В и силой тока 32 А. Подходит для подзарядки от станций с режимами Mode 3 и Mode 2.

Type 2 (Mennekes)

Тип разъема Type 2 Mennekes (Европа)
Тип разъема Type 2 Mennekes (Европа)

В этом разъеме 7 контактов, и он встречается чаще всего у электрокаров европейских стран, а также у некоторых адаптированных китайских машин. Его отличие состоит в возможности подключения как к трехфазной, так и к однофазной сети. Выдерживает мощность до 43 кВт, силу тока до 63 A и максимальное напряжение до 400 В. В зависимости от сети его обычная мощность равна 7,4 кВт (при однофазном подключении) и 22 кВт (при трехфазном). Подходит для подзарядки от станций с режимами Mode 3 и Mode 2.

CHAdeMO

Тип разъема CHAdeMO (США-Япония-Европа)
Тип разъема CHAdeMO (США-Япония-Европа)

Этот коннектор имеет всего два контакта. Он распространен среди японских, американских и некоторых европейских машин. Подходит для работы с мощными зарядными комплексами, которые работают в режиме Mode 4 от постоянного тока. Его максимальная мощность составляет 62,5 кВт, сила тока до 125 А и предельное напряжение равно 500 В. Характеристики этого коннектора постоянно улучшаются.

CCS Combo (Type 1 и Type 2)

Тип разъема Type 1 CCS Combo1 (США-Япония)
Тип разъема Type 1 CCS Combo1 (США-Япония)
Тип разъема Type 2 CCS Combo2 (Европа)
Тип разъема Type 2 CCS Combo2 (Европа)

Это гибридный коннектор. Его преимущество в том, что он подходит для работы как с быстрыми, так и с медленными зарядными устройствами. Имеет две разновидности для разных регионов. Европейский тип называется CCS Combo 2 и он совместим с Mennekes. Для Японии и Штатов существует CCS Combo 1, который работает с J1772. Подзарядка при помощи данного коннектора происходит при напряжении 200-500 В, силе тока 200 А и мощности 100 кВт.

GB/T

Разъем GB-T 20234 переменного тока (AC)
Разъем GB-T 20234 переменного тока (AC)
Разъем GB-T 20234 постоянного тока (DC)
Разъем GB-T 20234 постоянного тока (DC)

Это стандартный коннектор для китайских машин. Имеет два типа разъемов — для быстрой и медленной зарядки.