Найти тему
Андрей Ратников

Пункты строительных правил, не включенные в обязательный перечень, не обязательны к исполнению. Разбираемся, так ли это

Экспертиза в своем заключении должна ссылаться на своды строительных правил. Так что эксперт должен оценивать, если пункт 18.25 СП 30.13330.2020 "Внутренний водопровод и канализация зданий", на который Вы ссылаетесь в своей статье, не включен в перечень обязательных к применению, то есть носит рекомендательный характер и не обязателен к исполнению?

Вот такой, достаточно типичный вопрос я получил недавно от одного из читателей моего канала.

Поскольку вопрос о необязательности соблюдения отдельных пунктов сводов строительных правил, возникает не в первый раз, я решил дать на него подробный ответ в отдельной статье.

Своды строительных правил
Своды строительных правил

Сразу замечу, что перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", действительно существует.

Он на регулярной основе утверждается постановлением правительства РФ. Действующий на момент написания данной статьи перечень утвержден постановлением от 4 июля 2020 года N 985.

Означает ли наличие данного перечня, что не вошедшие в него стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил) носят рекомендательный характер и не обязательны к исполнению?

Нет, не означает. Поскольку существует другой перечень, утверждаемый приказом федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом).

Такой приказ (от 2 апреля 2020 года N 687) , действующий на момент написания данной статьи, называется "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

И как понимать смысл наличия этих двух перечней? И тот, и другой обеспечивает соблюдение требований одного и того же федерального закона, только первый - на обязательной основе, а второй - на добровольной.

С "обязательным перечнем" обычно вопросов не возникает, надо исполнять, поскольку он утвержден постановлением правительства РФ.

А что со вторым, добровольным?

Для понимания ситуации обратимся к статье 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании":

В части первой означенной статьи ФЗ-184 записано, что "добровольный перечень" утверждается Федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, то есть Росстандартом. Таким образом с легитимностью "добровольного перечня" всё в порядке, он формируется Росстандартом на основании федерального закона.

В части четвертой этой же статьи ФЗ-184 записано, что применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в "добровольный перечень", является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.

При этом, в случае применения документов (или их частей) из "добровольного перечня", оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия документам из данного перечня.

А теперь самое главное, цитирую:

Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

Иными словами, если в проекте не соблюдаются какие-либо пункты сводов строительных правил из "добровольного перечня", такие проектные решения всё равно должны быть подтверждены какими то другими (иными) документами.

Это могут быть предварительные стандарты, стандарты организаций (СТО), специальные технические условия (СТУ).

Разработанный мной стандарт организации и книга-пособие к нему
Разработанный мной стандарт организации и книга-пособие к нему

Подведем итог:

Строительство частного дома по закону носит уведомительный характер. Официальный проект для уведомления не требуется.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ ст. 51.1, в целях строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, застройщик обязан направить в орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве и получить в ответ уведомление о разрешении на строительства дома.

Форма уведомления состоит из четырех разделов, где указываются:

1. Сведения о застройщике. 2. Сведения о земельном участке. 3. Сведения об объекте капитального строительства. 4. Схематичное изображение планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке.

То есть уведомили, получили ответное уведомление - стройте, как считаете нужным.

Но имейте ввиду, что в случае возникновения каких-либо конфликтных ситуаций (как во время строительства, так и после его завершения), "разбор полетов" будет осуществляться именно на основании сводов строительных правил, а не личных представлений владельца дома или строителей о правильности тех, или иных решений.

Если же речь заходит о проектировании с последующей экспертизой, то обязательными становятся оба перечня, только второй - на добровольной основе.

Возникает законный вопрос - зачем же тогда нужны два перечня, если они оба всё равно обязательны к применению?

Но это тема отдельной статьи, возможно я и напишу её когда-то...

И да, чуть не забыл. Ознакомиться с содержанием книги-пособия по автономным системам канализации с септиками можно здесь.