Найти тему

В поисках арсланбобского ореха

Узген. В центре города, конечно же, располагается базар. А я отправился осматривать мавзолей и минарет, оставшиеся с 11-12 века. Здесь вовсю шла подготовка к какому-то празднику, поэтому вход в комплекс был бесплатный. Походил, посмотрел. Конечно, не сравнить с соседним Узбекистаном, но тоже неплохо.

-2
-3

Рядом по соседству памятник Ленину, афганцам, Манасу и героям Советского Союза, жившим в Узгене.

Но Узген для меня всего лишь транзитный путь на пути к Арсланбобу. Поэтому я вернулся к базару и нашел маршрутку до Джелалабада. Доехал без приключений, а вот транспорта в Арсланбоб здесь не было. Причем как до туда добраться все молчали как партизаны. Долго торговался с таксистами. Пока один из них не согласился везти за 600 сом с опцией подсадки пассажиров по пути. Этот водитель тоже работал в свое время в Москве на одном из строительных рынков в моем районе. Практически сосед!

Всю дорогу рассказывал мне о своей запредельной честности, которая мешает ему жить как все. По опыту я знаю, если водила говорит о своей честности – жди подвоха. Так и вышло. Едва мы выехали из Джелалабада, как поездка сразу же подорожала до 800 сом. Я отказался, тогда он приехал в город Базар-Курган добирать пассажиров.

Здесь на него набросились местные водилы – мол, вставай в конец очереди. В итоге несмотря на все протесты заплатил «честному водителю» 200 сом и расстался с ним. Зато в чудном городу Базар-Курган обнаружилась маршрутка, которая за те же 200 сом довезла до Арсланбоба. Моими соседями оказались местные узбеки, которые узнав, что я из России всю дорогу ставили какую-то ужасную русскоязычную попсу с восточными мотивами и хорошим среднеазиатским акцентом исполнителей и еще спрашивали нравятся ли мне такая музыка. Причем каждая очередная песня ставилась с видом «ну это уж ты точно не можешь не знать»! Иногда чтобы их не расстраивать я делал вид что узнал очередную песню и не спорил с утверждением что ее слушает «вся Москва».

Меня довезли до офиса СВТ. Как выяснилось, это очень полезная штука. Расшифровывается Community Based Tourism. Занимаются тем, что помогают местным сдавать жилье туристам. На двери предупреждение, что чаевые они не принимают. На вполне приемлемом английском объяснили свою сущность и сказали, что есть на выбор 12 вариантов по цене 600 сом. Когда я предложил не выпендриваться и перейти на русский, цена стала 450.

После того, как я выбрал себе дом, за мной приехал хозяин на Ниве. В моем распоряжении оказалась комната с тремя кроватями, все удобства во дворе: туалет типа сортир. т.е. дырка в полу, зато в душе есть горячая вода!

Также в цену входил завтрак, а также приветственный чай со сладостями на террасе с потрясающим видом на ореховый лес.

Итак, чем же известен Арсланбоб, в который я так настойчиво прорывался? Помимо красивых видов на долину и водопада, здесь есть ореховый лес, который порождает орехи. Говорят, что именно Арсланбоб их родина. Здесь с этим плодом познакомился Александр Македонский. Ему понравилось, и он приказал посадить их в Греции. Так арсланбобский орех стал хорошо известным нам грецким орехом.

Подкрепившись пошел к ближнему водопаду. Идти оказалось не долго, т.к. дом был расположен на пол пути к нему. По дороге меня обгоняли тарантайки с местными туристами. Они набирают пассажиров в центре города и везут на водопад за какие-то смешные деньги.

В пути со мной попытался разговаривать на непонятном мне языке (как потом выяснилось, это киргизский вариант английского) глава достаточно большого семейства, Айбек. Но узнав, что я из России, перешли на государственный язык Киргизии – русский. Да, в Киргизии, русский, наряду с киргизским, является государственным языком. Они всей семьей несколько раз сфотографировались на фоне меня.

Вход к водопаду оказался платным. Несмотря на это, количество народу на нем зашкаливало. Конечно, сегодня же выходной день, и многие приехали сюда отдыхать семьями, а семьи здесь большие…

Но даже в этой толпе Айбек от меня не отставал, оставив семью далеко позади, и уже строил планы куда мы с ним пойдем сегодня, а куда завтра. Постепенно он становился навязчивым и начал надоедать мне. В конце концов, на смотровой площадке, где расположено кафе мне удалось от него отделаться.

-7

Затем я отправился гулять по ореховой роще. Указателей нет, но с помощью местных мне удалось найти совершенно не очевидную тропинку, которая ведет туда.

Под ногами валялись молодые чуть недозрелые орехи, я их поднимал, руками давил скорлупу и ел. Кое-где из-за заборов свешивались ветки со спелыми сливами, пусть не обижаются на меня хозяева, но их я тоже срывал!

К вечеру вернулся в город и купил себе на ужин небольшую дыню и местный сухой сыр курут на пробу. Но поужинать дыней мне было не суждено. Хозяева пригласили меня на ужин. Отказаться не получилось, да и не хотелось. Я принес дыню туда. Посидели, поговорили о жизни. Но усталость стала брать свое, ведь я почти не спал предыдущую ночь, поэтому пришлось извиниться и покинуть гостеприимных хозяев.

А ночью пошел дождь.Утром он продолжал лить. Было холодно. Такая погода плохо согласовывалась с моими планами по посещению дальнего водопада и поездке в Сары-Чалек. Пошел на завтрак на террасу, но прекрасный вид, открывавшийся с нее был скрыт густым туманом. Зато пообщался с соседом, занимавшим комнату напротив. Им оказался пожилой бельгиец Мишель, который последние 20 лет живет в Испании. Здесь он по работе. А работа его очень интересна! Он занимается построением туристического маршрута, который должен пройти по территории Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Западного Китая. Путешествует, собирает информацию, а потом в Испании наберет группу и повезет ее по Шелковому пути. Путешествует он в основном на местном транспорте, который по-английски называется marshrutka. Групповой маршрут будет рассчитан на 3 недели. А готовит он его в течении 3-х месяцев. Примерно столько же уйдет на набор группы.

-8

Позавтракали, я пошел искать marshrutk’у обратно в Базар-Курган, а Мишель остался ждать хорошей погоды.