Найти в Дзене
Ностальгия по СССР и 90-м

5 самых старых линий метро Европы, которым более 100 лет

Оглавление
В каких городах Старого света раньше всех появились подземнве экспрессы?
В каких городах Старого света раньше всех появились подземнве экспрессы?

Метрополитен уже давно стал одним из обязательных атрибутов крупного мегаполиса, который позволяет его жителям относительно быстро перемещаться под плотно застроенными кварталами зданий и дорог, минуя пробки и светофоры. Средняя скорость движения поездов по маршруту составляет 35-40 км/ч, а станции чаще всего расположены на расстоянии 500-1500 метров друг от друга.

В СССР первая линия метро от Сокольников до Парка культуры с ответвлением на Смоленскую открылась в Москве в 1935 году, однако наша страна не стала первопроходцем метростроения - к тому времени подземные экспрессы ходили уже по многим европейским городам как Лондон, Берлин, Париж и др., где метросистемы были открыты еще в XIX веке. Также одним из первых метро появилось и в американских городах.

Сегодня в нашем обзоре - самые старые метрополитены Европы, которые перевозят пассажиров уже более 100 лет. Как метро мы учитывали именно подземные участки железной дороги.

5.Париж (1900)

Линия 1

Станция первой очереди Franklin D. Roosevelt
Станция первой очереди Franklin D. Roosevelt

При открытии система называлась "Столичная железная дорога", от которой французское слово "métropolitain" - "столичный" получило всемирное распространение как название городской подземной ж/д - метрополитен или сокращенно метро.

Первая линия мелкого заложения из 17 станций с боковыми платформами от Порт-де-Венсен до Порт-Майо открылась летом 1900 года в дни проведения в Париже Всемирной выставки. С тех пор система динамично развивалась, к 1920 году охватив весь центр, а затем выйдя в пригороды. После удлинения платформ по линии курсируют 6-вагонные поезда.

Характерной особенностью парижской подземки являются очень короткие перегоны между станциями по 300-500 метров и высокая плотность станций в городе. На двух линиях, включая самую старую и загруженную Линию 1, ходят автоматические поезда без машиниста.

Сейчас длина сети составляет 214 км, работают 16 линий, а дневной пассажиропоток превышает 4 млн. пассажиров.

4.Глазго, Шотландия (1896)

Метрополитен Глазго

Станция West street
Станция West street

Крупнейший шотландский город обзавелся подземкой еще в декабре 1896 года, когда открылась кольцевая линия с 15 станциями длиной 10,5 км в тоннеле мелкого заложения. Правда с открытия система ни разу не расширялась за более чем 120 лет из-за сложной геологии в городе, вызванной водонасыщенными песчаными грунтами. Линия 2 раза в тоннеле пересекает реку Клайд.

Первоначально для поездов использовалась канатная тяга, приводимая в движения паровой машиной. Электрификация была произведена лишь в 1930-е годы. В 1977-1980 годах линия прошла комплексную реконструкцию и обновление подвижного состава.

На линии используется зауженная колея 1219 мм и узкие закругленные составы. Платформы также очень узкие, около 3 метров и рассчитаны на 3 вагона.

Ежедневно подземка перевозит порядка 35 тыс. пассажиров. На схемах линия раскрашена в оранжевый цвет.

3.Будапешт, Венгрия (1896)

Линия М1

Поезд на одной из станций на Линии 1
Поезд на одной из станций на Линии 1

Электрифицированная линия мелкого заложения с 11 станциями открылась в мае 1896 года в Пеште к 1000-летию обретения венграми родины. Изначально поезда ходили между станциями Гизелла тер (сейчас - Верешмарти тер) в самом центре города и Артези фюрдо (сейчас - Сечени фюрдо) у знаменитых купален Сечени, причем 2 последних станции были на поверхности. Спуск на ультрамелкие станции напоминает спуск в подземный переход.

В 1970-е годы линия была реконструирована с организацией пересадочного узла на станции Деак Ференц тер. Линию продлили на одну станцию до Мексикои ут, а Сечени фюрдо стала подземной. Сейчас ее длина 4,4 км, а расстояние между станциями не превышает 500 метров.

По линии со стандартной евроколеей бегают старенькие трехвагонные венгерские поезда Ganz-MAVAG, а платформы боковые и низкие, между собой не соединяются. Система чем-то напоминает скоростной трамвай в Волгограде. На схемах изображается желтым цветом.

Ежедневный пассажиропоток - порядка 80 тыс. человек.

2.Стамбул, Турция (1875)

Тюнель (Линия F2)

Стабульский подземный фуникулер
Стабульский подземный фуникулер

Небольшая линия длиной 573 метра по сути является подземным фуникулером с двумя конечными станциями Бейоглу и Каракей. Перепад высот составляет 61 метров. Он был открыт еще во времена Османской империи в 1875 году, и до 1989 года был единственной подземной железной дорогой Стамбула. На современных схемах указывается как линия F2.

До реконструкции конца 1960-х годов фуникулер работал на паровой тяге. Сейчас по линии ходят одиночные стальные вагоны на шинном ходу по одному пути с разъездом посередине. Время поездки - 90 секунд, ширина тоннеля - 6,6 метра.

Ежедневный пассажиропоток составляет около 15 тыс. пассажиров.

1.Лондон (1863)

Метрополитен рейлвей (Кольцевая и Хаммерсмит-энд-Сити линии)

Станция Baker Street первой очереди Лондонского метро
Станция Baker Street первой очереди Лондонского метро

Первая в мире подземная железная дорога протяженностью 6 км с 7 станциями открылась в январе 1863 года. Поезда следовали от Бишопс-Роуд (сейчас - Паддингтон) до Фаррингдон. Все тоннели были мелкого заложения, пролегая на глубине около 5 метров, а часть станций были наземными, по конструкции представляя прокопанный ров, накрытый сверху кирпичной крышей. Наиболее аутентичной станцией, которая за 150 лет претерпела лишь минимальные изменения, считается Бейкер-стрит.

Немногим ранее, в 1842 году, был сооружен первый в мире тоннель под рекой Темзой, но 1865 года он использовался лишь как пешеходный.

Первый участок глубокого заложения (также первый в мире) с тоннелями цилиндрической формы и такой же окружностью крыши метропоездов, от которых система получила прозвище "труба" (Tube), был открыт в 1890 году на Северной линии - от Стоквелла до Бэроу.

До 1890 года по тоннелям ездили паровозы, топившиеся углем, от которых скапливалась куча дыма, и пассажирам было сложно дышать.

В настоящее время первый участок используется Кольцевой линией и линией Хаммерсмит-энд-Сити.

Сейчас лондонская подземка является одной из крупнейших в мире, имея 14 линий и общую длину более 400 км. В среднем метро перевозит более 3 млн. пассажиров в день.

👍 Подписывайся, ставь лайк, комментируй, репость в соцсетях!

Похожие: 5 самых глубоких станций Московского метро