Метрополитен уже давно стал одним из обязательных атрибутов крупного мегаполиса, который позволяет его жителям относительно быстро перемещаться под плотно застроенными кварталами зданий и дорог, минуя пробки и светофоры. Средняя скорость движения поездов по маршруту составляет 35-40 км/ч, а станции чаще всего расположены на расстоянии 500-1500 метров друг от друга.
В СССР первая линия метро от Сокольников до Парка культуры с ответвлением на Смоленскую открылась в Москве в 1935 году, однако наша страна не стала первопроходцем метростроения - к тому времени подземные экспрессы ходили уже по многим европейским городам как Лондон, Берлин, Париж и др., где метросистемы были открыты еще в XIX веке. Также одним из первых метро появилось и в американских городах.
Сегодня в нашем обзоре - самые старые метрополитены Европы, которые перевозят пассажиров уже более 100 лет. Как метро мы учитывали именно подземные участки железной дороги.
5.Париж (1900)
Линия 1
При открытии система называлась "Столичная железная дорога", от которой французское слово "métropolitain" - "столичный" получило всемирное распространение как название городской подземной ж/д - метрополитен или сокращенно метро.
Первая линия мелкого заложения из 17 станций с боковыми платформами от Порт-де-Венсен до Порт-Майо открылась летом 1900 года в дни проведения в Париже Всемирной выставки. С тех пор система динамично развивалась, к 1920 году охватив весь центр, а затем выйдя в пригороды. После удлинения платформ по линии курсируют 6-вагонные поезда.
Характерной особенностью парижской подземки являются очень короткие перегоны между станциями по 300-500 метров и высокая плотность станций в городе. На двух линиях, включая самую старую и загруженную Линию 1, ходят автоматические поезда без машиниста.
Сейчас длина сети составляет 214 км, работают 16 линий, а дневной пассажиропоток превышает 4 млн. пассажиров.
4.Глазго, Шотландия (1896)
Метрополитен Глазго
Крупнейший шотландский город обзавелся подземкой еще в декабре 1896 года, когда открылась кольцевая линия с 15 станциями длиной 10,5 км в тоннеле мелкого заложения. Правда с открытия система ни разу не расширялась за более чем 120 лет из-за сложной геологии в городе, вызванной водонасыщенными песчаными грунтами. Линия 2 раза в тоннеле пересекает реку Клайд.
Первоначально для поездов использовалась канатная тяга, приводимая в движения паровой машиной. Электрификация была произведена лишь в 1930-е годы. В 1977-1980 годах линия прошла комплексную реконструкцию и обновление подвижного состава.
На линии используется зауженная колея 1219 мм и узкие закругленные составы. Платформы также очень узкие, около 3 метров и рассчитаны на 3 вагона.
Ежедневно подземка перевозит порядка 35 тыс. пассажиров. На схемах линия раскрашена в оранжевый цвет.
3.Будапешт, Венгрия (1896)
Линия М1
Электрифицированная линия мелкого заложения с 11 станциями открылась в мае 1896 года в Пеште к 1000-летию обретения венграми родины. Изначально поезда ходили между станциями Гизелла тер (сейчас - Верешмарти тер) в самом центре города и Артези фюрдо (сейчас - Сечени фюрдо) у знаменитых купален Сечени, причем 2 последних станции были на поверхности. Спуск на ультрамелкие станции напоминает спуск в подземный переход.
В 1970-е годы линия была реконструирована с организацией пересадочного узла на станции Деак Ференц тер. Линию продлили на одну станцию до Мексикои ут, а Сечени фюрдо стала подземной. Сейчас ее длина 4,4 км, а расстояние между станциями не превышает 500 метров.
По линии со стандартной евроколеей бегают старенькие трехвагонные венгерские поезда Ganz-MAVAG, а платформы боковые и низкие, между собой не соединяются. Система чем-то напоминает скоростной трамвай в Волгограде. На схемах изображается желтым цветом.
Ежедневный пассажиропоток - порядка 80 тыс. человек.
2.Стамбул, Турция (1875)
Тюнель (Линия F2)
Небольшая линия длиной 573 метра по сути является подземным фуникулером с двумя конечными станциями Бейоглу и Каракей. Перепад высот составляет 61 метров. Он был открыт еще во времена Османской империи в 1875 году, и до 1989 года был единственной подземной железной дорогой Стамбула. На современных схемах указывается как линия F2.
До реконструкции конца 1960-х годов фуникулер работал на паровой тяге. Сейчас по линии ходят одиночные стальные вагоны на шинном ходу по одному пути с разъездом посередине. Время поездки - 90 секунд, ширина тоннеля - 6,6 метра.
Ежедневный пассажиропоток составляет около 15 тыс. пассажиров.
1.Лондон (1863)
Метрополитен рейлвей (Кольцевая и Хаммерсмит-энд-Сити линии)
Первая в мире подземная железная дорога протяженностью 6 км с 7 станциями открылась в январе 1863 года. Поезда следовали от Бишопс-Роуд (сейчас - Паддингтон) до Фаррингдон. Все тоннели были мелкого заложения, пролегая на глубине около 5 метров, а часть станций были наземными, по конструкции представляя прокопанный ров, накрытый сверху кирпичной крышей. Наиболее аутентичной станцией, которая за 150 лет претерпела лишь минимальные изменения, считается Бейкер-стрит.
Немногим ранее, в 1842 году, был сооружен первый в мире тоннель под рекой Темзой, но 1865 года он использовался лишь как пешеходный.
Первый участок глубокого заложения (также первый в мире) с тоннелями цилиндрической формы и такой же окружностью крыши метропоездов, от которых система получила прозвище "труба" (Tube), был открыт в 1890 году на Северной линии - от Стоквелла до Бэроу.
До 1890 года по тоннелям ездили паровозы, топившиеся углем, от которых скапливалась куча дыма, и пассажирам было сложно дышать.
В настоящее время первый участок используется Кольцевой линией и линией Хаммерсмит-энд-Сити.
Сейчас лондонская подземка является одной из крупнейших в мире, имея 14 линий и общую длину более 400 км. В среднем метро перевозит более 3 млн. пассажиров в день.
👍 Подписывайся, ставь лайк, комментируй, репость в соцсетях!