Найти тему
Исследование Писания

ПСАЛОМ 10: ВЕРА ВМЕСТО БЕГСТВА

ПСАЛОМ-ПЛАЧ / УВЕРЕННОСТЬ

Псалом 10 - это не молитва, а прекрасное утверждение веры в Бога. Псалом приписывается Давиду, но мы можем только догадываться о его историческом фоне. Если автор - действительно Давид, мы можем предположить, что поводом для его написания послужила смертельно опасная ситуация, в которую попал Давид при дворе Саула. Представьте себе эту сцену.

Давид приобрел благоволение у Бога и людей, а Саул пал духовно так низко, что Дух Божий покинул его (1 Цар. 16:14). Ненависть и ревность, которые Саул испытывал по отношению к Давиду, выросли настолько, что Саул решил убить Давида (1 Цар. 19:1). Так Давид оказался в мире предательства и измены, где ему постоянно приходилось быть начеку. Он знал, что за любым деревом или углом мог притаиться верный Саулу человек с ножом или стрелой, нацеленными на него.

Зачем оставаться в таком положении? Здравый смысл заставил бы любого бежать.

Друзья Давида умоляли его его бежать и укрыться в каком-нибудь отдаленном месте. Его ответ был выражением его веры в Божью заботу. Он видел безопасность в непоколебимой верности Господу! Он сказал друзьям, что остается - и не потому, что полагался на свои силы, а потому, что уповал на силу Божью. Он показал Бога с трех сторон, которые вооружали его мужеством в этом испытании. Ответ Давида показывает нам, как мы должны думать о Боге, когда мы пытаемся быть верными Ему в трудной ситуации.

I. КАК О НАШЕМ УБЕЖИЩЕ (ст. 1-3)

«На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: “улетай на гору вашу, как птица”? Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем. Когда разрушены основания, что сделает праведник?» (ст. 1-3).

Давид уповал на Бога как на свое убежище от злых сил, окружавших его. Его друзья советовали ему бежать в безопасное место. Они говорили: “Улетай, как птица. Когда приближается опасность, птицы улетают и прячутся в зелени деревьев, в расщелинах скал или пещерах - там, где они могут быть в безопасности”. Друзья напоминали Давиду, что нечестивые уже натянули луки и готовы предпринять попытку разделаться с ним тайно (“во тьме”). Они также говорили, что основания (закон и порядок) их общества разрушены (из-за бездарного руководства Саула) и праведные ничего не смогут сделать.

Несмотря на всю сложность своего положения, Давид рассматривал его с точки зрения веры. Он верил, что он находится именно там, где Бог поставил его ради неких благородных целей. И его верность и преданность Богу заставляли его исполнить свой долг даже перед лицом опасных врагов. Давид был с Богом, и бегство в горные пещеры не сделало бы Его еще ближе.

II. КАК ОБ ИСПЫТЫВАЮЩЕМ НАС (ст. 4, 5)

«Господь во святом храме Своем, Господь,- престол Его на небесах, очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих. Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его» (ст. 4, 5).

Давид изображает Бога сидящим в Своем величии на престоле и наблюдающим за делами людей. Не Саул правил народом, а Бог. Давид знает, что Бог, Царь вселенной, видит все дела людей и от Его взгляда ничто не может ускользнуть. Возможно, что слова “вежды [веки] Его испытывают” подразумевают, что Бог прищуривается, чтобы лучше рассмотреть все дела человечества. Он судит всех людей - и праведных, и нечестивых. Он наблюдает за благочестивыми, чтобы укрепить их, испытывая их преданность и избавляя их, когда огонь испытания становится нестерпимым. За делами нечестивых Он наблюдает, чтобы осудить и наказать их.

Рассматривая так сынов человеческих, Он видит то, что Он глубоко презирает: любящих насилие. Его любовь к праведности подразумевает Его ненависть ко злу. Бог любит всех людей и желает, чтобы все получили спасение (2 Пет. 3:9; Ин. 3:16; 1 Тим. 2:4), но Он ненавидит зло.

III. КАК О МСТЯЩЕМ ЗА ЗЛО (ст. 6)

«Дождем прольет он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер - их доля из чаши» (ст. 6).

Давид заявляет, что не он позаботится о злых. Это сделает Бог. Так и будет: придет время, и Бог накажет нечестивых.

Четыре образа изображают ту истину, что Бог будет судить нечестивых. Первый из них - это “горящие угли”. В свое время нечестивец будет наказан. Трудности посыплются на него, подобно водопаду из огненных комьев. Второй - это “огонь и сера”. Возможно, этот образ был заимствован из описания гибели Содома и Гоморры (Быт. 19:24), которое всюду в Библии используется как образ суда (Втор. 29:23; Ис. 30:33; Иез. 38:22). Давид говорит, что нечестивые получат то, на что напрашивались. Третий и четвертый образы - это “палящий ветер”, который будет их участью, или “их долей из чаши”. Нечестивых ожидает палящий ветер, используя другую метафору, им придется испить чашу гнева. Им не удастся избежать грядущего суда; Бог не забудет о них.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Давид принимает решение оставаться на своем посту. Он не испугается, потому что его убежище - Бог, потому что Божье испытание только сделает его сильнее и потому что придет время, когда Бог, Великий Мститель, разберется с нечестивыми.

«Ибо Господь праведен, - любит правду; лицо Его видит праведника» (ст. 7).

Давид завершает этот псалом словами уверенности в правильности принятого им решения. Он ободряет упавшего духом воина следующей триединой истиной о Боге: Он праведен, Он любит праведность и Он обещает, что праведные увидят Его лицо.

Самое большое благословение для верующего - это увидеть лицо Бога. Самый величайший дар от Бога - это Сам Бог. “Лицо Его видит праведника” может быть образным выражением постоянно растущего чувства общения с Богом. Божье присутствие становится все отчетливее по мере того, как мы все более уподобляемся Ему в праведной жизни. Таким образом, видеть Его лицо - это не некое событие в вечности, которого мы ожидаем (хотя в буквальном смысле это так), а постоянно расширяющийся опыт этой жизни.

Давид мог бы сказать: “Не бегите от огненного испытания, а используйте его, чтобы более отчетливо увидеть лицо Бога. Не бегите от него. Пройдите через него вместе с Богом”.

👉🏻 ОЗНАКОМЬТЕСЬ ТАКЖЕ С НАШИМИ СТАТЬЯМИ ЗА 2020 ГОД