Найти в Дзене

Долгий северный день. Художник Ханс Олаф Хальвор Хейердал (1857-1913)

В 1859 году в норвежском Драммене поселился высококвалифицированный инженер и архитектор Хальвор Хейердал. Его опыт пригодился, когда в центральном районе города в 1866 году вспыхнул пожар, уничтоживший большую часть зданий.

Хальвор Хейердал сыграл значительную роль в новой застройке Драммена, также спроектировал здание городской больницы. Его именем была названа улица.

Хальвор Хейердал был также профессором живописи в Высшей государственной школе, а также председателем местного Художественного общества.

Он изучал историю Норвегии, опубликовал сборник стихов, навеянных старинными норвежскими сагами. Сборник этот переиздавался несколько раз.

Ханс Хейердал. Ландевайен, Асгардстранд. 1890 г. Источник изображения: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Paintings_by_Hans_Heyerdahl
Ханс Хейердал. Ландевайен, Асгардстранд. 1890 г. Источник изображения: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Paintings_by_Hans_Heyerdahl

Старшему сыну Хальвора Хейердала, Хансу, пророчили будущее, подобное отцовскому. Учился юноша отлично, получил инженерное образование, но с самого начала проявлял склонность к живописи. У него не было возможности учиться под руководством наставника, но он рисовал самостоятельно, сначала карандашом, а затем акварелью.

Свои маленькие работы он продавал, а деньги тратил на покупку масляных красок. Почему отец не давал ему денег? Вероятно, ответ заключается в том, что средств на такую ​​роскошь в семье, которая в то время насчитывала уже 10 детей, было очень мало.

Мыльные пузыри. Источник: http://zone47.com/crotos/?p170=718020
Мыльные пузыри. Источник: http://zone47.com/crotos/?p170=718020

Однажды, Ханс решился на поездку в Христианию и разыскал пейзажиста Мортена Мюллера. Он показал ему свои картины, и Мюллер дал толковый совет по поводу качества масляных красок, которые нужно купить.

17-летний юноша теперь думал лишь о карьере художника и поступлении в Королевскую школу рисования. Он был принят в нее в 1873 году, затем получил стипендию от богатых горожан Драммена и уехал за границу. В 1874 году он поступил в Художественную академию Мюнхена.

Это был вынужденный шаг. Отделившись от Дании, но вовсе не став свободной, Норвегия 19 века очень медленно осознавала самую свою сущность. В ней не было достойных художественных школ, галерей, собраний произведений искусства, поэтому молодежь уезжала учиться в Германию, Францию, Италию.

Рыбак и его дочь. Источник изображения: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2017/09/Hans-Heyerdahl.html
Рыбак и его дочь. Источник изображения: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2017/09/Hans-Heyerdahl.html
Компания в саду. Источник изображения: https://gallerix.org/storeroom/1184554418/
Компания в саду. Источник изображения: https://gallerix.org/storeroom/1184554418/
Вид с Асгардстранда. Источник изображения: https://gallerix.org/storeroom/1184554418/N/4799675/
Вид с Асгардстранда. Источник изображения: https://gallerix.org/storeroom/1184554418/N/4799675/

Хансу Хейердалу было всего 17 лет, когда он приехал в Мюнхен, но он был настолько блестяще одарен, и обучение давалось ему так легко, что он быстро завоевал любовь и особое внимание профессоров.

Большая часть обучения была сосредоточена на копировании работ мастеров эпохи Возрождения и барокко, изучении их техник, использования цвета и композиционных принципов. Реализм и новые веяния постепенно начали теснить классическое искусство, но традиционная живопись была по-прежнему сильна.

Старая мельница. Источник: http://zone47.com/crotos/?p=4&p170=718020
Старая мельница. Источник: http://zone47.com/crotos/?p=4&p170=718020
Портрет Карен Мари Бэтзман. Источник: http://zone47.com/crotos/?p=1&p170=718020
Портрет Карен Мари Бэтзман. Источник: http://zone47.com/crotos/?p=1&p170=718020

Пройдет еще много времени, прежде чем публика, как созерцательная, так и покупающая, сможет привыкнуть к новому искусству. Даже в парижских салонах было неофициальное ранжирование: на вершине стояла историческая живопись, затем религиозная, затем пейзажная живопись с людьми в пейзаже или без них, портреты и, наконец, натюрморты.

Это было то, что нравилось большинству зрителей, но было помехой для художников, которые хотели освободиться от шаблонов и изображать нечто другое.

Идиллия. Источник: http://zone47.com/crotos/?p170=718020
Идиллия. Источник: http://zone47.com/crotos/?p170=718020

Но Хейердала никогда нельзя было сковать какими-то рамками. Он свободно, изящно и легко справлялся и со скандинавскими мифологическими сценами, и с заказными портретами, и с жанровыми картинами.

Юноши. Источник: http://zone47.com/crotos/?p=4&p170=718020
Юноши. Источник: http://zone47.com/crotos/?p=4&p170=718020
Он, по словам его биографа, "пошел своим путем — как в художественном, так и в личном плане — с 17 лет его интересовала лишь гармония образа. В его искусстве есть красота, напоминающая летние поля, которые он любил изображать, где бок о бок цветут сорняки и посевы".
Адам и Ева. Изгнание из Рая. Источник изображения: https://www.wikidata.org/wiki/Q55419796
Адам и Ева. Изгнание из Рая. Источник изображения: https://www.wikidata.org/wiki/Q55419796
В 1877 году Хейердал пишет блестящую картину «Изгнание из райского сада». Бесплодный пейзаж, туман окутывает задний план, а колючки и чертополох, как символ страдания, вырастают на пути, по которому пойдут Адам и Ева. Примечателен гнев Адама, сжавшего руку в кулак и покорность Евы. Эта работа принесла ему медаль и третью премию на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.

После успеха Всемирной выставки Хейердал уехал в Париж, учился у художника Леона Бонна, уделяя много внимания нюансам живописи на открытом воздухе, а также копировал произведения старых мастеров Лувра.

В Париже он открыл собственную студию и набрал учеников. Деньги от продажи одной из картин французскому правительству позволили Хейердалу учиться во Флоренции. В общей сложности он пробыл за границей почти десять лет.

Сцена в гавани с кораблями на якоре в туманный день. Источник изображения: https://gallerix.org/storeroom/1184554418/N/1674/
Сцена в гавани с кораблями на якоре в туманный день. Источник изображения: https://gallerix.org/storeroom/1184554418/N/1674/
У окна. Источник изображения: https://en.wikipedia.org/wiki/Hans_Heyerdahl
У окна. Источник изображения: https://en.wikipedia.org/wiki/Hans_Heyerdahl

Через год после возвращения домой он открыл частную школу рисования вместе с Кристианом Крогом и Эриком Вереншёллем. У них была общая точка зрения на технику живописи, но Хейердала не особенно интересовали социальный реализм и национальная программа.

Девушка с букетиком цветов. Источник изображения: https://gallerix.org
Девушка с букетиком цветов. Источник изображения: https://gallerix.org

Семейство. Источник изображения: https://gallerix.org/storeroom/1184554418/N/6581/
Семейство. Источник изображения: https://gallerix.org/storeroom/1184554418/N/6581/

Не имея четкого направления, он, тем не менее, всегда был на стороне живописи, изображающей норвежскую повседневную жизнь и природу. Лето художник проводил в Асгардстранде, местечке, в котором обосновалась целая колония художников, и где были созданы многие из его произведений.

Вечер. Источник изображения: https://gallerix.org/storeroom/1184554418/N/1043/
Вечер. Источник изображения: https://gallerix.org/storeroom/1184554418/N/1043/

Но главное, что его отличало — это чувство понимания детской души. За свою жизнь он написал более 125 детских портретов, которые сами по себе являются своеобразным памятником художнику, который мастерски сумел передать свои впечатления о детях в самых разных ситуациях.

Работы эти объединяет искренность, которая затрагивает самые сокровенные чувства зрителя. Портреты детей кисти Хейердала прочно вошли в норвежскую историю искусства.

Детские лица завораживают серьезностью, как будто герой или героиня хочет вам что-то сказать или проникнуть в вашу душу. Многие работы написаны на открытом воздухе, лишь некоторые — в студии или гостиной. Общей их особенностью является то, что дети держат в руках предмет, который, в итоге, дает название изображению, или у них есть примечательная особенность внешности, волос или одежды.

Обычно дети часто улыбаются, лукаво или застенчиво, но не дети Хейердала. Наверное, дело в том, что он сознательно хотел изобразить их таким образом, чтобы мы могли заглянуть в детскую душу, и тогда улыбающееся лицо нарушило бы гармонию. Искусство художника в том, что он вызывает забытые воспоминания о нашем собственном детстве.

Девочка с одуванчиками. Источник изображения: https://gallerix.org/storeroom/1184554418/N/7952/
Девочка с одуванчиками. Источник изображения: https://gallerix.org/storeroom/1184554418/N/7952/
Земляника. Источник изображения: https://gallerix.org/storeroom/1184554418/N/1494053566/
Земляника. Источник изображения: https://gallerix.org/storeroom/1184554418/N/1494053566/
Девочка у моря. Источник изображения: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2017/09/Hans-Heyerdahl.html
Девочка у моря. Источник изображения: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2017/09/Hans-Heyerdahl.html
Волосы цвета льна. Источник изображения: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2017/09/Hans-Heyerdahl.html
Волосы цвета льна. Источник изображения: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2017/09/Hans-Heyerdahl.html
Сцена с детьми. Источник изображения: https://www.liveinternet.ru/users/3480112/post198791516/
Сцена с детьми. Источник изображения: https://www.liveinternet.ru/users/3480112/post198791516/
Суть его живописи можно выразить словами Эдварда Мунка, который, кстати, восхищался творчеством Хейердала: "Я не хочу писать скучные интерьеры с читающими мужчинами и вяжущими женщинами. Я буду писать живых людей, которые дышат, страдают и любят. Людей, преклоняющихся перед Вечностью и снимающих свои шляпы перед входом в церковь».

Все работы: масло, холст.

Обложка: "Сестры".

Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.

Базилика Сакре-Кёр. Источник изображения: https://echoofyears.wordpress.com/2018/12/09/hans-heyerdahl-sacre-coeur-paris/
Базилика Сакре-Кёр. Источник изображения: https://echoofyears.wordpress.com/2018/12/09/hans-heyerdahl-sacre-coeur-paris/