Найти тему
Верёвка Хи4koka

Кино сделало человека видимым

К 137-летию со дня рождения венгерского теоретика кино Белы Балаша

© Верёвка Хи4koka, 2021
© Верёвка Хи4koka, 2021

4 августа 1884 года родился Бела Балаш.

Венгр немецкого происхождения знаменит прежде всего как теоретик кино, автор всемирно известных книг по кинематографии "Видимый̆ человек" (1924), "Дух фильмы"(1930) и "Искусство кино" (1945).

Однако при жизни Герберта Бауэра (настоящее имя Белы Балаша) его книги для детей пользовались не меньшей популярностью, чем теоретические изыскания в области киноискусства. В Советском Союзе, например, произведения для детей Белы Балаша выходили огромными тиражами и даже включались в школьные программы.

© Верёвка Хи4koka, 2021
© Верёвка Хи4koka, 2021

Ко всему прочему Бела Балаш был еще сценаристом, драматургом, поэтом и имел ученую степень доктора философских наук.

Сегодня, вспоминая талантливого венгерского писателя и уникального теоретика кино, оставившего глубокий след в искусстве Венгрии, Австрии, Германии, а также Советского Союза, авторы "Верёвки Хи4koka" попробуют разобраться как (по теории Балаша) кино сделало человека видимым?

В творчестве Белы Балаша как писателя и кинотеоретика киноведы выделяют три периода:

  • венгерский (1907–1918)
  • годы венской эмиграции и работы в Берлине (1919–1930)
  • период пребывания в Советском Союзе (1931–1945)

Киноэстетика и принципы поэтики литературных произведений Белы Балаша складывались в первый, венгерский период творчества, об этом в своей статье пишет литературовед и кинокритик Татьяна Анатольевна Федяева.

Бела Балаш родился в Венгрии, был австрийским подданным. В 1906 году закончил Будапештский университет, затем несколько лет жил в Германии, где ему довелось слушать лекции известных ученых – философа Георга Зиммеля, культуролога и философа Вильгельма Дильтея, философа Анри Бергсона. Все трое являлись представителями течения "философии жизни", которое сложилось под влиянием немецкого философа Фридриха Ницше.

В Германии, вероятно под впечатлением от речей авторитетных спикеров, Балаш начинает трудиться над своей первой философской работой "Эстетика смерти" (1907). Правда как философ он до сих пор не раскрыт, его трудам не вынесена оценка. Однако многие кинокритики называют Балаша именно философом, а не теоретиком кино.

Несмотря на то, что написал он всего две работы – уже упомянутую "Эстетику смерти" и "Фрагменты философии искусства" (1909), его идеи и мысли отражают весь спектр философских умонастроений неокантианского толка 10–х годов ХХ века, отмечает Федяева.

Но вернемся к Балашу-теоретику кино. Он одним из первых оценил новизну выразительных средств кинематографа и его принципиальные отличия от традиционных искусств, с которыми его часто сравнивали. В "Видимом человеке" Балаш говорит о том, что каждое новое искусство как будто создает еще один орган чувств для человека.

"Фильм и есть такое новое искусство, настолько же отличное от всех других, как музыка далека от живописи и оба они – от литературы. Оно от основания – новое открытие человека"
Б. Балаш, "Видимый человек", 1924 год

Популяризация литературы привела к тому, что человеческая суть стала изображаться только в интеллектуальных понятиях. Кино же, в свою очередь, вновь сделало человека видимым благодаря использованию красноречивого языка тела.

Кандидат философских наук Алексей Михайлович Сидоров пишет, что теория крупного плана самое заметное достижение Белы Балаша в кинотеории. Поскольку "...после столетий отчуждения печатной культуры от выразительности лица и тела..." кино вновь позволяет увидеть человека. Это отмечают и современные теоретики кино Т. Эльзессер и М. Хагенер: «... первой разработанной теорией лица в кино мы обязаны Беле Балашу...».

«Крупная съемка — особенная область фильма. В ней открывается неисследованная страна этого нового искусства»
Б. Балаш, "Видимый человек", 1924 год

Согласно Балашу, крупный план прерывает линейность повествования и создает особую "темпоральность аффекта или грезы". Он отождествляет крупный план с "ситуацией развертывания особенного, специфически фильмического времени". Таким образом, Бела Балаш настаивает на том, что крупный план лица, а не монтаж является главным средством создания впечатления одновременности.

"Выражение лица вообще полифоничнее языка. Последовательность слов – что последовательность тонов мелодии. Но в одном лице разные вещи можно показать одновременно, как в аккорде: сочетание этих различных черт передает богатейшие гармонии и модуляции. Они составляют аккорд чувств, бытие которого осуществляется водновременности. Последнее неосуществимо в словах"
Б. Балаш, "Видимый человек", 1924 год

Сравнение с музыкой возвращается вновь, когда Балаш говорит о способности фильма соединять отдельные детали и моменты жизни в симфоническое целое: "... Фильм своими крупными съемками научит тебя читать многоголосую партитуру жизни, научит примечать отдельные голоса всех вещей, из которых складывается симфония жизни".

Таким образом, принцип ассоциативно-образного монтажа без резки, который Балаш объясняет в «Видимом человеке», предполагает отражение иррационального, невыразимого в словах.

В другом своем труде  о кино "Дух фильмы" он писал, подтверждая этот тезис: "Фильм организует путешествие в мир магических переплетений, во время, где нет секунд и нет часов»".

Также в этой работе он описывает творческие процессы при создании фильма. Подробно рассказывая о важных элементах специфики кино: крупном плане, ракурсе, монтаже, он первым формулирует и проблемы, возникнувшие с появлением звукового кинематографа.

© Верёвка Хи4koka, 2021
© Верёвка Хи4koka, 2021

Снова возвратимся в Германию, где молодой Бела слушал философов - к сожалению, там ему не удается в полой мере осуществить свои идеи относительно теории кино. С надеждой реализовать их, он приезжает в Советский Союз. В 1931 году его пригласили снимать фильм о Венгерской Советской республике совместно со студией "Межрабпром" .

Приехав в Москву, Балаш работает консультантом в сценарных отделах "Межрабпромфильма" и "Мосфильма", а параллельно занимается кинокритикой, читает лекции во ВГИКе и пишет книги для детей, которые, к слову, полностью укладывались в рамки эстетики соцреализма. Конечно эмигрант обязан был соответствовать идеологическим установкам советского общества, однако многие из этих установок были близки его собственным политическим взглядам, поэтому конфликта интересов не возникало.

Самый большой труд Белы Балаша «Искусство кино» выходит в 1945 году. Книга была переведена на многие языки.

В этом же году Балаш покидает СССР и возвращается в Венгрию.

Итак, Белу Балаша по праву можно назвать одним из пионеров исследования особенностей медиума кинематографа. Современность его идей заключается в акценте на телесности опыта восприятия кино. И нужно признать, что сформулировал он свои невероятно актуальные мысли о медиуме кино как культурной форме, изменяющей структуру коллективного опыта, все-таки раньше канадского культуролога Маршалла Маклюэна. Того самого, который придумал фразу «The medium is the message» — «медиа — это сообщение».

На этом всё. Пишите в комментариях, что бы еще вы хотели узнать о Беле Балаше? Предлагайте своих героев для новых статей!

Подписывайтесь на канал "Верёвка Хи4koka"