Иерархическое устроение ранней христианской Церкви (доникейского периода) совсем не походило на то, к которому мы привыкли. Если сейчас в Церкви практикуется трехчинное устроение клира (епископ, священник, диакон), то в Древней Церкви клир, как правило, включал в себя только два чина: епископа и диакона (очень показательно здесь 1 послание к Тимофею, где Павел определяет правила рукоположения епископов и диаконов, но о пресвитерах ничего не говорит (1Тим.3)).
Если сейчас к "нижним чинам" клира (выражение А. П. Лебедева) официально относятся только прошедшие через хиротесию чтецы и иподиакона, то в Древней Церкви (кроме названных чинов) "нижними чинами" были остиарии (придверники), аколуфы (прислужники, писцы) и экзорцисты (исцелявшие болезни и даже изгонявшие злых духов).
Однако - самый удивительный феномен Древней Церкви - это женская диакония. Иначе говоря, женское служение в Церкви ("Διακόνισσα" в переводе с греческого означает "служительница"). Да-да, в доникейский период существовал институт диаконисс (служительниц Церкви).
В 1 послании к Тимофею Павел, перечислив обязанности епископов и диаконов, переходит к обязанностям женщин. Апостол требует, чтобы те были «честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем» (1Тим.3:11).
По мысли свт. Иоанна Златоуста, Павел говорит в этом месте о "таких женщинах, которые облечены званием диаконисс (жирный шрифт - наш)" (Иоанн Златоуст, свт. Толкование на первое послание к Тимофею).
Диакониссами называет этих женщин в 1 послании к Тимофею Евфимий Зигабен, бл. Феодорит Кирский, бл. Феофилакт Болгарский и др.
В истории Церкви заметный след оставили следующие диакониссы: св. Татьяна Римская (226 г.), закончившая жизнь на арене цирка; св. Нонна Назианзская (374 г.), мать свт. Григория Богослова; св. Олимпиада Константинопольская (409 г.), служившая свт. Иоанну Златоусту...
Однако впервые женская диакония встречается уже в Новом Завете. Диакониссу Фиву упоминает в послании к римлянам апостол Павел. Фива именуется в послании диакониссой Церкви Кенхрейской или Коринфской (ибо Кенхрея - пригород Коринфа). Эту Церковь (в Коринфе) Павел основал во время второго миссионерского путешествия (в 53 году). То есть Фива была ученицей апостола и служила в Церкви с его ведома.
Согласно посланию первоверховного апостола, Фива направлялась по своим делам в Рим. Павел узнал об этом и воспользовался удобным случаем. Он попросил Фиву передать римским христианам свое послание, предоставив ей наилучшие рекомендации. Вот цитата:
"Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому" (Рим.1:1-2).
По словам Павла видно, что Фива играла важную роль в общине Коринфских христиан. Она помогала и Церкви, и самому апостолу. По мнению святых отцов, служение диаконисс не было обычным служением мироносиц (которые служили Христу имением или давали Ему кров). Женская диакония соотносилась с определенным званием, должностью.
На этом настаивает свт. Иоанн Златоуст. Он говорит: "Ты видишь, сколько (апостол) уважает Фиву, если упомянул о ней прежде всех и назвал сестрою... Сказал и о должности ее, наименовав служительницею".
Чем же занималась Фива в Коринфе? Как помогала она? Что входило в круг ее обязанностей диакониссы? Она совершала каждение в храме? Заходила в алтарь и помогала епископу служить литургию? О, нет!
Как говорит архиепископ Никанор (Каменский), диаконисса "исполняла в отношении женщин такие же обязанности, какие исполнялись относительно мужчин диаконами" (Толковый Апостол. Часть 2).
Поэтому первая обязанность Фивы заключалась в "ежедневном раздаянии потребностей" (Деян.6:1). Она "пеклась о столах" (Деян.6:2), то есть питала неимущих; раздавала милостыню, смотрела за больными. Иначе говоря, диаконисса была как бы заведующей отдела социального служения Церкви и вела надзор над бедными, больными, инвалидами.
Возможно, именно здесь Фива и помогла Павлу, когда тот проповедовал в Коринфе. Ибо Павел старался всегда соблюдать заповедь милосердия. Об этом он без всякой похвальбы, но ради наставления говорит в послании к галатам. По мысли Павла, Иерусалимская Церковь ( в лице Иакова, Кифы и Иоанна) по сути благословила его в миссионерских путешествиях не забывать бедных. И Павел, проповедуя, помнил нищих. А данную ему заповедь "старался... исполнять в точности"(Гал. 2:10).
Вторая важная обязанность Фивы как диакониссы Древней Церкви заключалась в том, чтобы служить в Церкви здоровым женщинам-христианкам (которым мужчины-диаконы служить не могут).
Об этом мы узнаем из Апостольских постановлений (памятника церковной литературы IV века). В этом памятнике диаконисса существует не сама по себе, но подчиняется диакону. Она становится посредником между церковным клиром и другими женщинами (Книга 1, глава 26).
В храме, во время богослужения, диаконисса исполняет должность остиария (то есть привратника): она наблюдает за входом для женщин.
Для справки. В древних христианских храмах в западной стене делался не один вход, а целых три. "Правый" вход предназначался для мужчин, "левый" вход - для женщин. Через центральный вход входили клирики.
Диакониссы помогали также крестить представителей женского пола. Во время крещения (просвещения) диаконисса помазывала женщинам... Хм... Те части тела, которые не может помазать диакон. Ибо "нет необходимости, чтобы мужчины смотрели на женщин" (Книга 3, глава 15).
Во время богослужения диакониссы следили за порядком на своей (женской половине). что она помогала святым апостолам при крещении женщин, следила за их поведением и даже наставляла основам веры.
Возможно, именно так (то есть самоотверженно помогая другим женщинам) Фива послужила Церкви Кенхрейской, почему Павел и повелел принять ее в Риме, "как прилично святым" (Рим.16:1).
Итак, приходится признать, что факт женской диаконии в Древней Церкви (в лице Фивы) неоспорим. Диакониссы не относятся собственно к клиру, но только к его "нижним чинам". Их место - среди остиариев, аколуфов и экзорцистов. Обязанности диаконисс заключаются не в церковном, но в социальном служении Церкви. Ибо они заботятся о бедных и больных.
После VIII века институт диаконисс сходит на нет, и они бесследно исчезают. Исследователи называют разные причины этого явления: практика крещения детей в младенчестве, распространение монашества.
В России возродить древнюю традицию женской диаконии пыталась великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1911 году она подала в Святейший Синод ходатайство о присвоении старшим сестрам Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве звания диаконисс (сестры не принимали монашеский постриг; они питали бедных и лечили больных).
Синод в этом вопросе занял неоднозначную позицию. С одной стороны он позволил считать старших сестер обители диакониссами. С другой стороны - древний чин Церкви во всей полноте Синод восстанавливать отказался. Он передал свои полномочия Поместному собору Русской православной Церкви, который прошел в 1917-1918 гг. Однако Поместный собор ничего решить не успел. Ему помешала гражданская война...
А что думаете о чине диаконисс вы, дорогие читатели? Почему этот чин исчез после VIII века? Нужно ли восстанавливать это чин сейчас и почему?Оставляйте комментарии, не забывайте про лайки (если, конечно, статья вам понравилась) и подписывайтесь на канал «Христофор+».
Читайте также другие статьи:
Святой, ставший пламенем гнева Божия. или почему пророка Илию боятся и уважают
Семь тайн, возвещенных в Библии, архангелом Гавриилом
Семейные тайны апостола Петра: как апостол уживался с женой и тещей и были ли у него дети
Семейные секреты апостола Павла: кем были родственники апостола и кто из них помогал ему
Футбол - это игра, введенная диаволом? Разбираем изречение старца Варсонофия (Плиханкова)
Как диавол из чистого херувима стал нечистым духом с хвостом и почему: читаем Писание
Отец Федор Конюхов - художник? Рассматриваем картины мастера