91,9K подписчиков

Художник Аркадий Александрович Пластов: вода

29K прочитали
Для начала, дорогой читатель, просто полюбуйтесь этой замечательной картиной Аркадия Александровича Пластова. Насладитесь яркими образами героев, живой композицией, свежестью ракурса. Гениальной работой художника, проделанной ради воссоздания реалистичного «поведения» водной стихией. Всеми этими каплями и бликами, лёгкой рябью на поверхности и тенью, притаившейся в прохладной глубине.

Оцените, как из сложных пластических решений рождается ясный и стройный сюжет. И как Ваше подсознание, пробуждённое утончённым контрастом тёмных и светлых тонов, начинает вспоминать о том, как приятно покалывает разгорячённую кожу лица ледяная колодезная вода...

Пластов А.А., «Полдень», 1961, холст, масло
Пластов А.А., «Полдень», 1961, холст, масло

Полюбовались? А теперь ответьте пожалуйста на один вопрос. И ответьте не нам, а самим себе. Ибо так Ваш ответ будет предельно честен и точен. Вопрос очень простой: не кажется ли Вам, что эта картина получилась несколько сложнее, чем её задумывал сам художник?

Пластов А.А., «Полдень», фрагмент
Пластов А.А., «Полдень», фрагмент

А вот нам кажется. И ещё как. На водной глади, потревоженной героями полотна, почему-то отражается не одно, а целых два Солнца. Травы, цветы и мотоцикл не желают отбрасывать теней, зато на фигурах людей, на поверхности и в глубине воды, с также близ деревянного сруба их полным-полно. Будто по-настоящему материальны лишь те объекты и явления, что соприкасаются с колодцем...

Ниспадающие складки платья героини полотна служат явной цели — усилить эффект волнующейся воды. И ничего больше. Но из-за того, что мы с Вами не можем рассмотреть её лица — одежда становится самым выразительным фактором в создании характера этого персонажа. Против воли художника делают образ более сложным.

А тот факт, что мы не видим границ ближней к нам стенки рукотворного водоёма, но смотрим на композицию чуть сверху, как бы склоняясь над его краем — прямо намекает воображению на близость источника освежающий влаги. И превращает картину в одно большое приглашение присоединиться к «водным процедурам».

Словом, если бы мы не знали блестящего живописца Пластова как адепта соцреализма — вполне могли бы заподозрить его картину «Полдень» в десятках разных отсылок. От бытовых до библейских. Тут Вам и параллель пути советских людей к строительству коммунизма со скитаниями ведомого Моисеем народа по жаркой пустыне без лишней капли воды. Или наоборот — введение символов советских Адама и Евы как простых тружеников, которым на пути к счастью не нужен метафизический Эдем, а достаточно простого колодца с чистой водой нового знания...

Пластов А.А., «Купание коней», 1938, холст, масло, ГРМ
Пластов А.А., «Купание коней», 1938, холст, масло, ГРМ

А то и вообще: усмотрели бы в «двух солнцах», что зачем-то светят нашим героям не с небес, а прямо сквозь тёмную толщу воды, ещё Бог знает какие аллегории. Вплоть до ереси катаров и зороастрийских мотивов Ницше...

Ан нет. Данная картина — лишь упражнение мастера кисти в максимальном раскрытии «водной» темы. И ничего более.

Хотел того художник или нет (впрочем, очевидно что нет), но «физика» волн, «поведение» капель и струй удалась ему настолько блестяще, что мы нет-нет да и возвращаемся к этой работе с затаённым подозрением: «А вдруг на самом деле не всё обстоит так, как в действительности?». Вдруг там зашифровано нечто большее, чем изящная жанровая зарисовка? И каждый раз получаем смешанное впечатление: восторг от техники художника и разочарование в собственной паранойе.

Знаете, дорогой читатель: иногда плохо быть искусствоведом. Профессиональный поиск тайн и секретов живописи портит удовольствие от встреч с сугубо визуальной эстетикой.

Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться