Найти в Дзене
Aella

Аттила: о хорошем, то есть, о книгах

Ровным счетом двух. Одна старенькая, другая поновее. Все уже догадались, какая для меня эталон? Ага, дифирамбы советским книгам я уже пела. "Черная вдова", привет да, это советская книга, а не американский комикс. И книги Яна о татаро-монголах тоже привет.

(Эх, маловато я о них написала, надо еще).

Итак, книги:

1) Моя любовь навеки, "Аттила" Феликса Дана, которой даже нет в статье Википедии, посвященной, собственно, Аттиле. Серьезно нет, я сама удивилась. И вообще с этой книгой большие вопросы, потому что написана-то она вообще в девятнадцатом веке еще в Германской империи, для понимания давности, а издана на русском языке только в 2008 году.

(Ладно, в социально-историческом контексте понятно, почему так).

2) Не моя любовь навеки, но тоже интересная - "Аттила: Кара Божья" Уильяма Нэйпира (он же Кристофер Харт, какая-то информация про него по этому имени ищется куда проще), Издание тоже 2008 года (заколдованный какой-то год, что ли), сама книга написана в 2005. Новенькая совсем, да.

Кто такой вообще Аттила? Полководец. Завоеватель. В первую очередь воин, потом уже вот это все политик. Книг ему на самом деле посвящено намного больше, фильмы и сериалы тоже есть так что потом буду ругаться, а вот мюзиклов (не считая оперы) не встречала. Обидно. О Дракуле есть, и не один (тоже ведь историческая личность, если забыть про всю эту вампирскую тему), даже о короле Артуре есть (хотя тут под вопросом, историческая личность или совсем уж легенда), а вот об Аттиле нет.

Сделайте кто-нибудь, пожалуйста. Ну, или скажите, где искать, если он все-таки есть, а я просто не в теме.

Ладно, вернемся к книгам. Люблю я больше Феликса Дана, но по логике жизни Аттилы начинать надо с книги Нэйпира. Потому что она про детство-юность. Детство и немного юность Аттилы прошли в Римской империи, пока он оттуда не сбежал. Причина, почему прошли и почему сбежал, кстати, одна и та же - заложником быть как-то невесело, даже заложником во дворце. Для Аттилы точно было невесело, другие-то находили, чем развлечься.

(Вот за что я люблю этот образ не знаю, каким был реальный человек - за воздержанность в привычках, фраза Аттилы из книги Дана "Я пью только воду" запала с детства).

И чем хороши эти две книги в своем сочетании - можно поверить, что из Аттилы в романе Нэйпира вырос Аттила Дана. Вот прям можно. Логика характера прослеживается.

Что еще есть интересного у Нэйпира? Описание Римской империи времен упадка. Второстепенные персонажи-римляне. Собственно, про гуннов там немного и в самом конце, так что да - это книга про Аттилу в Риме и про Рим. Даже не знаю, про что больше.

Как и та фраза про воду, крепко запомнились описания замысловатых рецептов блюд на императорских пирах. Нечто вроде быка, фаршированного теленком, фаршированного курицей, фаршированной рыбой. Чем была фарширована рыба, признаться, не припомню. Но впечатление это все производило монументальное и наводило на мысль о переводе продуктов впустую.

Впрочем, эта же тема "как бы поинтереснее растратить побольше денег" вообще идет в императорском дворце красной нитью вплоть до падения Рима. Проблема империи или вообще большой страны, да-да, привычка к изобилию ресурсов. Это не только в Риме наблюдается.

Так что Аттила, глядя на это безобразие и вспоминая родные края, естественным образом пришел к мысли - "А зачем им вообще это все, пользоваться не умеют, растрачивают без толку, лучше я с гуннами потом приду и возьму, мы лучше разберемся, что делать с деньгами едой деревом железом женщинами и далее по тексту".

Ну и пришел. Но об этом уже речь в романе Дана. Буквально последние годы перед окончанием жизни Аттилы, где у него уже есть власть, сыновья, гарем... и, нет, ему не хватит. Ему мало. Типичная история с человеческой природой - сколько не дай, все мало.

На чем и погорел.

А еще на том, что в кои-то веки напился не водой.

Во всяком случае, лично мне нравится эта версия о причинах, почему Аттилы, собственно, не стало.

В этой книге Рима нет - ну, почти - а есть гунны и германские племена. И действие происходит уже сильно в других местах, о которых читать - просто наслаждение. Или это Дан так пишет или переводчик постарался.

Душная летняя ночь покрывала мраком Дунай. Могучая река привольно разлилась на необозримом пространстве и лениво катила к востоку свои обильные воды. У низменных топких берегов ее течение замедлялось бесчисленными зелеными островками. На одном из таких густо усеянных высоким тростником островков росли две узловатые, столетние ивы. Медленно ползли по небу мрачные тучи, подгоняемые влажным и теплым ветром с юга. Временами на далеком востоке вспыхивали трепетные зарницы. И еще грознее надвигалась теплая, беззвучная ночь, неся в себе что-то зловещее, непостижимое…


И да - в книге про современность, с другими героями и контекстом это бы читалось вообще не так. Пафосно, избыточно. Но здесь - легенда. Если у Нэйпира - современный исторический роман, то здесь легенда, с богами и предсказаниями, с обычаями и традициями.

Причем с серьезным к этому всему отношением. Да, в романе Нэйпира порой тоже поднимается тема предсказаний и колдовства, но отношение к ней преимущественно скептически-современное. Или осторожное. У Дана никакого скептицизма. Детская вера из давних-давних времен.

И это завораживает во всяком случае, меня. Несмотря на то, что хронологически юность Аттилы определенно была раньше зрелости, книга о его зрелости читается так, будто это совсем другое время. Более древнее.

Сам персонаж, конечно, изменился. Но, как уже упоминалось, в рамках характера остался. Из волчонка вырос сильный матерый волк, уже опытный, уже могущественный и еще ненасытный.

Особенно меня восхищает одна из любовных линий. Мимолетная, только из воспоминаний, но...

Но нежный отец, не обращая внимания на слова Хелхаля, погрузился в приятные воспоминания.
- А мать его! Она была моей любимицей! Она одна из всех женщин, кроме гуннок, не боялась моих объятий и любила меня. Моя Либусса! Дочь одного из вождей склабов, она однажды явилась ко мне в лагерь и, бросившись к моим ногам, призналась, что ее привлекла ко мне слава моего имени и что, возгоревшись любовью к сильнейшему и храбрейшему из людей, она решилась или стать моей женою, или пасть под моим кинжалом. Она одна только искренно любила меня, моя красавица Либусса!


Важное примечание для понимания контекста: на тот момент Аттила может получить себе практически любую женщину. Позже он говорит о том, что с подобным предложением (взять её в жены) выступила сестра римского императора. Но о ней он отзывается совершенно по-другому и отношение к ней совсем другое. Причем сына Либуссы он нежно любит и балует не только на словах, выделяя его среди других своих сыновей.

Да, казалось бы, Аттила мало говорит о своей любви к Либуссе. Но в контексте упоминания других женщин Аттилы становится понятно: его слова о любви Либуссы к нему - проекция. Да, она могла его любить. Но чтобы единственная не боялась, единственная была искренней?

Нет. Она стала восприниматься единственной искренней и любящей для Аттилы потому, что он её любил.

Да, убедительная любовь между людьми разных (и не особенно мирных) народов выглядит вот так. А не вот так. Насчет того, насколько эта любовь по современным меркам здоровая - напомню, речь не о современном мире. Другой контекст, другие условия.

(Большой вопрос, насколько личность самого Аттилы была бы сейчас адаптивна, где бы он оказался в итоге и кем бы стал - все же подобная сильная традиционная маскулинность требует определенных условий в социуме, чтобы быть полезной своему обладателю).

Выводы?

Книги про Аттилу хороши. За все не ручаюсь, но эти две точно. Другие же виды творческой деятельности по мотивам...

Я же сказала, что буду ругаться?

Ваша Аэлла.

#книги #читаю книги #старые книги #аттила #история #исторические личности #гунны #мужчины #мужской образ #отношения мужчины и женщины