Найти в Дзене

Веселые картины голландских художников

Удаление камня глупости. Приписывается Франсуа Вервилту (17 век)
Удаление камня глупости. Приписывается Франсуа Вервилту (17 век)

Иногда мы любуемся старинными картинами, но, увы, не до конца понимаем, что именно на них происходит. В некоторых случаях сюжеты неизменно вызывали у современников улыбку, не раз появляясь на картинах самых разных авторов.

Типичный пример - полотно "Удаление камня глупости", которое приписывается Франсуа Вервилту. В качестве антипода знаменитому философскому камню шарлатаны придумали камень глупости. Они убеждали доверчивых людей в том, что если его удалить, то они поумнеют. Располагался мифический камень в голове, обычно в районе лба или выше. Подобный миф породил в голландском языке устойчивые поговорки "иметь камень в голове" (быть дураком) и "вырезать камень" (обмануть). Шарлатаны часто проводили подобные операции на головах глупцов, потом предъявляли тем заранее припасенный камень. Этот сюжет не раз встречался на картинах художников 15-17 веков, например, Босха, Рембрандта, ван Гюса.

"Больная и врач" Ян Стен
"Больная и врач" Ян Стен

Сюжеты с врачами или шарлатанами, выдающими себя за таковых, типичны для этого времени. Самое известное полотно - "Больная и врач" Яна Стена. У данной картины есть и другое название - "Нет лекарства от любви". Автор не раз обращался к этой теме. Второе название намекает нам, что героиня безнадежно влюблена, и тут не помогут никакие микстуры. Но есть и более интересная версия. На всех картинах можно увидеть сосуд, из которого торчит нить, и в нем также некий небольшой предмет. Во времена написания картины в качестве примитивного теста на беременность "подозреваемым" давали понюхать паленую шерсть. Может, именно в ней и кроется причина хворей.

"Распущенные повара" Петер Герритс Ван Ройстратен
"Распущенные повара" Петер Герритс Ван Ройстратен

Петер Герритс Ван Ройстратен был голландцем, но долгое время жил и работал в Лондоне. Происходящее на картине в целом понятно из названия, но на картине есть забавная деталь - обезьянка, заглядывающая подвыпившей женщине под юбку. Дело в том, что отношение к приматам в христианской культуре было, как минимум, неоднозначным. Они считались одним из символов порока и распутства. С другой стороны, обезьяна, посаженная на цепь иногда являлась символом умения держать себя в руках, поэтому на портретах добропорядочных бюргеров иногда ее можно увидеть в качестве питомца. Кстати на этой картинеиспользован еще один любимый художником прием - реалистичное изображение всех блестящих поверхностей, в данном случае бутылок, бокала и цепи. Другое название полотна - "Безнравственная кухарка", а на Западе ее чаще называют "Признание в любви".  Та же героиня и любопытная обезьянка "засветились" и на другой картине автора.

Кухонный интерьер с отдыхающей у стола мясника женщиной и женщиной, кормящей детей
Кухонный интерьер с отдыхающей у стола мясника женщиной и женщиной, кормящей детей

Но, пожалуй, самой часто встречающейся темой были веселые сценки в кабачках, а также праздники бюргеров. Рисовал их и Стен, который сам владел подобным заведением.

-5

Но самые известные "пьяные" картины писал голландец Якоб Йорданс, и о нем у меня есть отдельный пост

этот материал также опубликован в моем блоге на pikabu тут