Чем сейчас увлекается молодежь во всем мире? Старьем... Да-да, все новое - это хорошо забытое старое. Поэтому в Ютубе молодежь смотрит стилизованные под восьмидесятые ролики Антона Лапенко. В наушниках слушают Little Big, перемалывающую в своем творчестве все популярные музыкальные и визуальные жанры. Подростки обожают сериал "Очень странные дела" и развлекаются выискиванием отсылок и оммажей к массовой культуре прошлого. А еще они смотрят сериал "Друзья" из 1990-х. А в Тик-Токе откапывают старые видеоролики и музыкальные хиты, чтобы создать волну нового интереса к чему-то прекрасному и забытому...
Список можно продолжать бесконечно. Но кинематографисты, кинокритики и исследователи социальных явлений уже не первый год говорят о том, что сейчас мы живем в ностальгии. Модно и популярно все старое. А новое, отсылающее к старому - это чуть ли не лучшие образцы кинопроизведений.
Ностальгия - прекрасное слово. Очень звучное и романтичное. Но по сути своей находиться в ностальгии - это значит быть в тоске.
Понятно, почему 30-40-летние и более старшие поколения ностальгируют. Для них это совершенно естественно. Но почему современные подростки вдруг ударились в ностальгию? С чего это вдруг они ностальгируют по тому, что никогда не видели, не слышали и не знали? Для них сейчас наоборот естественным было бы постигать что-то новое. И да, конечно это новое в любом случае было бы основано на чем-то уже давным-давно существующем. Но для них это новое должно было становиться основой и базовыми прототипами, по которому спустя десятилетия уже они бы ностальгировали.
Когда в конце 1970-х появились первые "Звездные войны", они воспринимались как нечто уникальное, свежее и новое. Хотя эта трилогия и базируется на огромном числе других литературных и кинематографических творений.
Тогда как сегодня мы наблюдаем совершенно другую картину. Современной молодежи с самого начала говорят - мы вам покажем нечто условно новое, но на самом деле это ремейк, ребут, перезапуск, продолжение и т.д. и т.п. с отсылками к огромной куче других произведений. Если вы смотрите новые "Звездные войны" будьте добры ознакомиться со всем, что было выпущено раньше. Если вы смотрите "Очень странные дела", "Однажды в... Голливуде", "Первому игроку приготовиться" или новые "Зачарованные", не забудьте пересмотреть и перечитать кучу всего, что про них было снято и написано ранее.
Без сомнения виновником всех этих ностальгических поползновений стал интернет.
Многие говорят, что дело в творческом кризисе, что сценаристы просто разом разучились писать сценарии и генерировать новые идеи. Но такого не бывает. Киноиндустрии уже более 100 лет и она всегда с успехом выходила из кризисов - когда немое кино умерло, воцарились мюзиклы, в противовес телевидению появилось эпическое кино, его сменил реализм и психологизм, а затем кинотеатры захватили блокбастеры, не забыв оставить место артхаусу. Новые творческие идеи находились всегда. И всегда эти идеи успешно вписывались в новые бизнес модели.
Виноват интернет... Киноиндустрия долго боролась с появлением повсеместного интернета и стремительным развитием стриминговых платформ. Крупные фэнтезийные проекты, 3 D технологии, компьютерные спецэффекты творили чудеса и продолжали успешно приводить зрителей в кинотеатры последние 20 лет.
Но их потенциал не может успешно продолжать бороться с новым информационным миром. Как сейчас устроено ранжирование информации в интернете? Заходишь в Ютуб, набираешь имя популярного музыканта и тебе из раза в раз платформа будет рекомендовать только старые хиты этого исполнителя. Эти старые ролики набирают просмотры и лайки из года в год, а музыканту сложно продвигать новые композиции даже в рамках конкуренции со своими собственными хитами.
И точно такой же эффект снежного кома справедлив ко всем кинопроизведениям. В интернете есть горы информации. И для того, чтобы выстроить новую гору - нужно очень сильно постараться. Но вместо этого можно просто добавить пару песчинок к старым горам и тогда твой фильм или сериал получит широкую аудиторию и признание. (Можно еще создать "хайп", но эта тактика совсем не может быть серьезной основой модели крупного кинобизнеса).
Квентин Тарантино знатно наследил в чужих горах информации, сняв невнятную пустую картину "Однажды в... Голливуде". Он примешал к своему фильму громкие убийства и фамилии звезд. Теперь всегда когда речь будет идти о Романе Поланском, Шерон Тейт, Чарльзе Менсоне, Брюсе Ли, всегда найдется место для этого фильма. А сам этот фильм сразу стал огромной информационной горой, так как подмял под себя огромное количество гор с данными о Голливуде 1960-х.
Современную молодежь вынуждают бесконечно играть в "Поиск сокровищ". Основанные на ностальгии сериалы и фильмы пробуждают странного рода любознательность в своих зрителях. Они должны погружаться во вселенные выдуманных кинематографистами миров, пересматривать старые фильмы, интервью, читать книги, играть в игры, участвовать в фанатских движениях и делиться найденными ими "сокровищами".
Сравнение эпизодов из фильма "Выживший" и кадров из фильмов Андрея Тарковского
Так что современная ностальгия - это вовсе не тоска, не воспоминание о прошлом. Это увлекательные приключения в бесконечные миры. "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем." Раньше нам казалось, что мы видим что-то новое в искусстве и не имея возможности проверить уникальность этой новинки, мы искренне верили в их инновационность. Теперь нам честно признаются, что и откуда позаимствовали. А если создатели не признаются сами или даже искренне не осознают вторичность своих идей, то интернет-пользователи легко находят информацию о первоисточниках и рассказывают о своей находке всем (Помните, как быстро в сети разошелся ролик, сравнивающий эпизоды из фильма "Выживший" А.Г. Иньяриту с творениями Андрея Тарковского?).
Не удивительно, почему создатели современных кинопроектов сразу говорят о своей ностальгии и поклонении перед схожими фильмами из прошлого. Так хоть злобных обвинений в плагиате не получишь...
А как вы относитесь к тому, что сейчас развевается флаг ностальгии и будто бы поставлена точка на креативе и истинном авторском инновационном творчестве?
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )