"Мы русские - значит мы православные!"
"Как ты можешь не быть православным, если твои предки были православными, ты что предков не уважаешь?"
Такие религиозно - патриотические манипуляции сегодня можно услышать практически из каждого утюга. Однако есть одно, но, которое существенно меняет значимость этих слов.
Многие наши предки были православными недобровольно, а в принудительном порядке. У этого утверждения есть вполне весомое доказательство, подтвержденное историческими документами, которые я приведу ниже.
Но начнем с начала. Я не являюсь сторонником неоязычества, но если уж возвращаться русскому народу к своим истокам, то это будет не православие, а язычество. В 988 году Русь была крещена в христианство по инициативе князя Владимира. Князь выбирал из трех религий: христианство, ислам, иудаизм. Если он выбрал другую религию, то религиозные люди били бы себя сейчас кулаком в грудь и кричали: мы русские - значит мы мусульмане, ну или иудеи, например. Отметим, что выбирал не народ, а князь Владимир и его приближенные.
Известно, что на некоторых территориях христианство насаждалось грубой силой. Активное сопротивление оказывалось в Новгороде, Пскове, Ростове, Муроме. При этом уничтожались языческие культовые сооружения, а сопротивления жестоко подавлялось.
Многие языческие праздники переименовали в христианские, сохранив при этом даты.
Функции известных языческих Богов были переданы христианским святым, так, например, некоторые функции Бога Велеса взял на себя святой Власий, Перун трансформировался в Илию пророка, Макошь в Параскеву Пятницу, а Стрибог в Мирона Ветрогона.
Далее борьба с инакомыслием была утверждена уже на законодательном уровне. В первые века христианства на Руси церковь руководствовалась указаниями Кормчей книги и Уставом князя Владимира. Законы против язычества содержались в постановлении Владимирского собора (1274 г.), далее вышли постановления Стоглава (1551 г.).
Различные запреты на свободу вероисповедания для русских действовали на протяжении всей истории дореволюционной России. Проще всего рассмотреть наиболее близкое к нам по времени законотворчество.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных в царской России служило аналогом уголовного кодекса РФ. На сайте Российской государственной библиотеки можно найти оцифрованные издания этого интереснейшего документа. Например, можно ознакомится с изданием 1886 года (ред. Таганцева Н.С.). В разделе втором и третьем говорится о преступлениях против веры. Тут очень много пунктов, приведу хотя бы несколько:
Нельзя было переходить из православия в другую веру:
Если человек не уследил, что его жена или ребёнок заинтересовались другой верой ему полагалось наказание в виде ареста:
Уклоняться от церковных обрядов было запрещено:
Родители были обязаны водить своих детей на исповедь:
В каждой церкви велась исповедальная роспись, где фиксировалась регулярность исповеди и причастия каждого прихожанина.
Как видите никакого добровольного выбора у людей не было, их заставляли участвовать в церковной жизни и религиозных обрядах под страхом наказания и все это было прописано на законодательном уровне.
Конечно, нельзя отрицать, что большинство жителей дореволюционной России были верующими людьми, но это вовсе не значит, что все они в душе были именно православными или хотя бы понимали, что такое православие, а тем более любили посещать церковь. Спроси среднестатистического обывателя, что тогда, что сейчас: "Чем православие отличается от католицизма" никто толком ничего не ответит. Некоторые православные бабушки и сейчас думают, что троица - это Иисус, Богоматерь и Николай Угодник. Я реально встречала такую, она даже раскладную иконку из кошелька достала в доказательство своей правоты.
Отношение простого народа и православной церкви в дореволюционной России при Романовых было достаточно напряженным. Основными причинами этого были: церковная реформа Никона (1653-1655 годы), жестокое обращение клириков с монастырскими крестьянами до 1764 года (секуляризация церковных земель) и регулярные церковные поборы, которые были добровольными только условно.
Негативное отношение к церкви выражалось в народном творчестве: пословицах, поговорках, сказках, где поп почти всегда был отрицательным персонажем.
Поп на дороге – недобрая встреча.
За деньги и ленивый поп молебен пропоёт.
Поп праведно живёт: с нищего дерёт, да на церковь кладёт.
Поп ещё молитву не начинал, а деньги уж забрал.
У попа товар – ад и рай, что хочешь, то и выбирай.
Поп и рай за деньги продавал.
И чёрт под старость в попы пошёл.
Все русские люди до революции посещали церковь и были крещены в православие. Но вопрос добровольно ли, учитывая законодательство того времени?
Можно ли гордиться тем, что наши предки были православные, если:
- Они приняли религию неосознанно и многие недобровольно;
- Им запрещалось менять религию;
- Посещение церкви хотя бы несколько раз в год было обязательным и отмечалось в документах (исповедальная роспись);
- Родителей обязывали на законодательном уровне крестить своих детей и водить их в церковь;
- За отказ следовать правилам назначалось наказание.
Источники: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1846 г.
Моя статья "Почему русские после революции так легко отказались от православия"