Найти в Дзене
Свет к свету

Почему применение соревнования детей друг с другом - дело тонкое

Оглавление

Добрый день, дорогие читатели! Считается, что детям очень нравится соревноваться друг с другом. Давайте сегодня подумаем, насколько велика и всегда ли оправдана эффективность соревновательных приемов в воспитании детей. Спортивные соревнования рассматривать не будем.

Какая команда победит: наша или...? Фото взято из открытого источника в интернете. https://che.uralfort.ru/img/6167475_1920.jpg
Какая команда победит: наша или...? Фото взято из открытого источника в интернете. https://che.uralfort.ru/img/6167475_1920.jpg

Когда и зачем педагоги применяют соревнование

В учебниках по методике организации воспитания указано, что соревнование относится к методам стимулирования. Поэтому всегда, когда требуется взбодрить, активизировать, увлечь детский коллектив, соревнование будет хорошим помощником.

Из обычного урока соревнование превращает урок в интерактивный, где никто из учеников не останется равнодушным, бездействующим. "Обычное" воспитательное мероприятие при включении даже небольших элементов соревнования становится высокоэффективным, надолго запоминается детям.

Какова психологическая сущность соревнования?

Соревновательной является сама жизнь человека. Ведь что такое по своей сути соревнование? Это всегда сравнение в чью-то пользу. Взрослые люди сравнивают себя, свои семьи, своих детей, супругов и родителей со знакомыми и незнакомыми. Дети же составляют мнение о себе, сравнивая себя с любыми другими детьми.

Сравнение себя с другими позволяет создать более полное представление о себе. Фото взято из открытого источника в интернете. https://volna.org/wp-content/uploads/2019/07/post_5d24f6f82fc51.jpeg
Сравнение себя с другими позволяет создать более полное представление о себе. Фото взято из открытого источника в интернете. https://volna.org/wp-content/uploads/2019/07/post_5d24f6f82fc51.jpeg

Чем чаще ребенок сравнивает себя с другими, тем полнее он получает представление о себе самом. Он начинает понимать, что, например, бегает он лучше Вадика, считает хуже Павлика. зато ростом гораздо выше Сергея. Чтобы улучшить свои результаты, иногда на неосознаваемом уровне он включается в соревнование и либо видит свой прогресс, либо нет. Ребенок убеждается, что на велосипеде, к примеру, он стал кататься не хуже остальных, и это доставляет ему радость, а вот подтягиваться на турнике, как это делает Юра, ему все же не удается.

Почему же соревнование - дело тонкое?

Родителям и педагогам сравнивать детей не рекомендуется. Каждый из них уникален. Если мы подчеркиваем достоинства других детей, сравнив с с конкретным ребенком, то его уникальность тем самым нивелируется. Иногда в результате негативного сравнения ребенок отчаивается, опускает руки или испытывает агрессию к тому, кого поставили в пример.

Всем в соревновании хочется выиграть. Однако бывали случаи, когда соревнования в интеллектуальных играх типа КВН и викторин между параллельными классами в школах заканчивались большими ссорами. Иногда к позиции детей примыкали и их родители, также выражая свое недовольство. Даже заканчивая школу, некоторые ученики помнили о постоянных проигрышах команд своего класса.

Не враги, но оказались по разные стороны от успеха. Фото взято из открытого источника в интернете. https://mchildren.ru/wp-content/uploads/2017/09/eksperimenty-muzafera-sherifa-1935-1937.jpg
Не враги, но оказались по разные стороны от успеха. Фото взято из открытого источника в интернете. https://mchildren.ru/wp-content/uploads/2017/09/eksperimenty-muzafera-sherifa-1935-1937.jpg

Вместе с тем научиться получать опыт удачи и проигрыша очень важно. Вряд ли какой человек пройдет по жизни без сучка и задоринки. Проигрыш - это тоже элемент социализации, его надо принять достойно, сделав нужные выводы. Но каково будет ребенку, если его команда или он сам не выигрывает никогда? Отговорки типа "Сегодня победила дружба" в расчет современными детьми не принимаются давно.

Так как же быть с соревнованием в практике?

Использовать в процессе воспитания соревнования можно и нужно, но всегда помнить, что это - "дело тонкое". Нельзя наносить детям травму, нельзя не замечать их пусть маленьких, но вполне явных шагов для обретения выигрыша, а вот оказывать поддержку, поощрять при неудаче можно и нужно.

Дорогие читатели! Давайте вместе подумаем, как сделать применение соревнований эффективным. Отметьте в своих комментариях, какие из перечисленных средств (или сочетание каких из них) вы считаете наиболее важными при организации соревнований с детьми:

Когда важен вклад каждого. Фото взято из открытого источника в интернете . https://www.prodlenka.org/resized/articles/1200x630/5e2/574/2a0/5e25742a0127a259775869.jpg
Когда важен вклад каждого. Фото взято из открытого источника в интернете . https://www.prodlenka.org/resized/articles/1200x630/5e2/574/2a0/5e25742a0127a259775869.jpg

А. сменный состав команд (в том числе соревнования между двумя классами предусматривают команды из 50% состава каждого класса);

Б. подсчет результатов выигрыша как по признаку общего числа баллов, так и по оценке определенных сфер деятельности (например, творческие задания, задания на эрудицию, задания на умения и пр.);

В. постоянное наблюдение за динамикой улучшения качества соревнований с устранением негативных аспектов;

Г. построение ситуаций успеха для определенных учащихся искусственно.

А может, вы добавите что-то свое? Ждем-с!