Вообще, у этого романа Олега Дивова есть два названия. Это «Закон фронтира» и «Молодые и сильные выживут». Произведение читается, как хорошая фантастика в стиле такого «постапокалипсиса», хотя, конечно, к нему на самом деле не относится. Дело в том, что Олег Дивов, со свойственным ему стилем, написал довольно необычное произведение. Если читать его сейчас – а я в последний раз перечитывал роман прошлой осенью, то в нём видно очень много отсылок и аллюзий на «лихие 90-е». Причём, их видно даже вполне себе невооружённым глазом. По задумке автора все люди в мире уснули в конце СССР, потом какое-то время у них просто не работали «высшие нервные функции», то есть, они жили, как во сне. Верх взяли дикие, животные инстинкты и моторная память вкупе с условными рефлексами. А потом люди приходили в себя, «просыпались», хоть и не все. Они совершенно ничего не помнили, кроме самых простых вещей – например, как одеваться, или как водить авто. Но самым главным было то, что они начинали осознавать себя. Те, кто не «пробудился» себя не осознавали.
И вот роман повествует нам о человеке по имени Гош. Он необычен сам по себе (как, собственно, и все герои Олега Дивова). Необычен он тем, что у него постоянно всплывают в памяти какие-то странные знания, какие-то диалоги и тому подобные вещи. Он понимает, что это никак не могут быть его воспоминания, и от этого страдает ещё сильнее. Он помнит много разного – но почти не помнит себя. Ну вот, смотрите, например, он помнит, почему в Древнем Риме нельзя было казнить девственницу – и как с этим боролись (даже название «специально обученного человека» знает!), а вот что-то из своей жизни – увы, нет.
Вообще, что касается стиля романа, то он просто прекрасен. Очень много, например, диалогов. Специфических диалогов Олега Дивова, которые по стилю и духу чем-то напоминают диалоги в фильмах Квентина Тарантино. Ну, помните, наверное, «Криминальное чтиво»? Там, например, был диалог о том, «как во Франции называется «четвертьфунтовый чизбургер»? И называется он «Рояль с сыром». А почему? «Да потому, что там у них метрическая система!». По крайней мере, я помню этот диалог именно в таком переводе. Или разные другие диалоги, в разных его фильмах – когда герои говорят на «отвлечённые темы». Вот в романе Дивова таких диалогов очень много – и… знаете, это реально подкупает. Порой за нитью общения героев следить интереснее, чем за развитием сюжета.
Но, конечно же, не только диалогами интересен роман. Например, сама атмосфера – что-то случилось, а вот что именно – непонятно. И герои могут только догадываться о причине этого события. Кстати, довольно страшно выглядит эпизод в воинской части, куда герои приехали, чтобы потом уехать оттуда… на «Тюльпане». Но про «Тюльпан» я расскажу чуть позже, так как эта штука достойна отдельного рассказа. Когда Гош и остальные ходили по территории части, они видели очень много скелетов – то есть, весь личный состав, в отличие от тех же гражданских, которые не просто уснули, а потом проснулись, а кто-то ещё и «пробудился», просто умерли. Гош потом решил, что проблема была в том, что выжить смогли только те, кто был изначально здоров физически (все помнят о том, какой была армия в 90-е?). Так вот, именно такие вот вещи делают роман Олега Дивова не просто «ещё одной книжкой про постапок», а очень интересным и атмосферным романом.
И вот так вышло, что в конце прошлого года я узнал о том, что роман был экранизирован. Мини-сериал, который был выложен на Youtube для бесплатного просмотра. Я не буду говорить, кто это сделал, не буду говорить о названии канала, так как, несмотря на то что экранизировано было довольно близко к тексту, мне не особенно понравилось. Конечно, это лишь моё мнение, но… в конце концов, каждый человек имеет право на своё мнение, не так ли?
Итак, первое, что буквально бросается в глаза – это такая «малобюджетность» экранизации. Нет, все мы знаем примеры того, как буквально «за три с половиной копейки» люди могли создавать шедевры. Отсутствие средств можно было компенсировать, например, игрой актёров или уровнем постановки. Или реквизитом – например, после премьеры кинофильма «Кин-дза-дза», американцы на полном серьёзе спрашивали у Данелии, как летал «пепелац». На что Данелия ответил, что ему «под роспись» выдавали «гравицапу», а после фильма – забрали. Потом его «пропесочили» за такие шутки. Но, это я к тому, что настоящие гениальные режиссёры могли творить и на пустом месте. Увы, но при создании данной экранизации таких гениальных специалистов просто не нашлось.
И вот тут стоит поговорить про «Тюльпан»… Самоходный миномёт 2с4 «Тюльпан». Калибр – 240мм. Способен вести огонь активно-реактивными минами, в том числе и со «спец-БЧ», то есть – тактическими ядерными. Шасси – гусеничное. Ездит довольно хорошо. И вот в чём, собственно, с этим миномётом дело… Олег Игоревич, в бытность свою солдатом Советской Армии (а он покинул ряды в звании младшего сержанта!), как раз на «Тюльпане» и служил. По его собственным словам, до сих пор, он может зарядить миномёт, навести его «куда-то туда», с умным видом посмотреть в прицел и… бахнуть. Соответственно, именно по той причине, что у него было какое-то чувство к этой машине (а он очень хорошо рассказал про «Тюльпан» в своём другом романе, «Оружие возмездия»), автор и вставил его в роман. И несмотря на то, что участие миномёта стало таким… эпизодическим (зато каким!), он стал кем-то вроде полноправного участника сюжета. И, скажем так, если бы существовала премия за лучшую техническую роль второго плана (а может, и первого – для техники, конечно!), «Тюльпан» из этого романа вполне смог бы её получить. Собственно, военной техники вообще, в романе было немало, но «Тюльпан»… в общем, он там на самом деле очень и очень хорош…
И почему же я так активно писал про этот миномёт? Да просто потому, что его в экранизации нет. Вместо красавца-миномёта, в «мини-сериал» запихали… какую-то «барбухайку» на базе грузовика, у которого в кузове была пародия на пакет направляющих для РСЗО. И когда нам показали стрельбу из этой «РСЗО», желание смотреть дальше пропало сразу. При просмотре этой сцены возникло ощущение, что «стреляет» коробка с фейерверками. Ну, знаете, такая «батарея фейерверков», что помещается в небольшой коробке? Поджигаешь, отходишь – и она бабахает несколько минут кряду? Вот эффект был такой же… Хорошо, что они смогли найти деньги на вертолёт – которого в книге просто не было, и для чего он был нужен, я так и не понял…
Просто в любом произведении есть такой ключевой момент, или эпизод, или что-то ещё, что оставляет самое большое впечатление от этого произведения. В «Законе фронтира» таких моментов немало. Например, в самом начале герой приезжает в Москву на здоровенном «чОрном» «Хаммере» и на коленях у него лежит дробовик 4-го калибра. Как я понимаю – небольшая такая «пушечка». Момент сильный, но без него можно было и обойтись. А вот сцены с «Тюльпаном» – они, как гвоздь, на котором и держится вся история. И когда этот «гвоздь» убрали, история начала рассыпаться… А жаль.