Как написано на сайте Малого театра про пьесу Николая Васильевича Гоголя "Ревизор". Знаменитая и вечно современная комедия. Немного, конечно грустно читать, что вечно современная. Но, люди всегда люди. Кто-то берет взятки, кто-то дает.
Помните. "А я взяток не беру!". "А вам никто и не дает". Так что. Ничего не меняется.
При упоминании имени Гоголя в свете недавних политических событий не хочется думать чей он писатель. Украинский или русский. Как сказал один из исследователей его творчества А. В. Чичерин: "Гоголь к русскому ржаному хлебу подмешивал украинской соли и даже перцу".
К подмосткам сцены Гоголь подбирался медленно, но верно.
Да и как он мог не стремиться к театру. Достаточно вспомнить его детство. Мирная, неспешная жизнь в родной Васильевке, где все было неторопливо и естественно.
Семья Гоголя ездила в гости в село Кибинцы. Имение принадлежало богатому и знатному вельможе Д.П.Трощинскому. Для своего времени это был очень прогрессивный человек. В имении был свой театр, оркестр, библиотека.
Отец Гоголя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский помимо того, что был управляющим имения, писал для тетра Трощинского комедии, сам ставил их, выступал и как актер.
Вместе с родителями на сцене иногда играл и Николай Гоголь. Также в дальнейшем Гоголь выступал и на сцене Нежинской гимназии (годы учебы 1821-1828). Гоголь с детства знал, что такое огни рампы.
В литературу Гоголь ворвался со свежими, играющими красками "Вечерами близ Диканьки", которые сразу понравились и читателям и большинству критиков. Появился новый талантливый писатель. "Вечера..." заметил и оценил А.С. Пушкин.
9 января 1833 года в бенефис В.А. Каратыгина на сцене Петербургского Большого театра была показана инсценировка "Ночи перед Рождеством". Авторы инсценировки превратили повесть в фарс. Они свели на нет все новое и свежее, что было в повести.
Но эта постановка заставила и вдохновила Гоголя испытать свои силы в драматургии. Он начинает писать комедию.
Как он пишет в феврале 1833 года Погодину: "...Я помешался на комедии. Она, когда я был в Москве, в дороге, и когда я приехал сюда, не выходила из головы моей, но до сих пор я ничего не написал. Уже и сюжет было на днях начал составляться, уже и заглавие написалось на белой толстой тетради: Владимир 3-й степени, и сколько злости!Ё смеху! соли!".
Это была комедия про чиновничество разного калибра. Так называемое "Утро делового человека". До конца ее Гоголь не довел.
Затем в 1835 году он набросал историческую драму из жизни феодальной Англии IX века - "Альфред". Однако работа над драмой не продвинулась больше второго акта.
Дальше он работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни. "Игроки" и "Женихи".
"Женихов" он в дальнейшем переделает во всем известную "Женитьбу".
"Игроки" же станут завершенной одноактной миниатюрой. За ее основу Гоголь взял комический анекдот о том, как довольно опытный карточный шулер (Ихарев) стал жертвой еще более ловких мошенников. Раздели его догола во время игры. То есть, говоря современным языком нашли лоха.
А как же "Ревизор"? К настоящему делу всегда подходишь не сразу. Начало работы над комедией обычно связывают с письмом Гоголя к Пушкину от 7 октября 1835 года: "...сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русской чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию... Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее чорта!".
И брат Пушкин дал ему анекдот, дал сюжет.
В городе Устюжне Новгородской губернии какой-то приезжий господин выдавал себя за чиновника министерства и под это дело обобрал всех местных жителей.
Самого Пушкина в 1833 году приняли за ревизора в Нижнем Новгороде, когда он собирал материал о восстании Пугачева.
Еще случай. П.А. Свиньин, будущий издатель "Отечественных записок" выдавал себя в Бессарабии за важного петербургского чиновника и спокойно брал подношения.
Композитор М.И. Глинка приехал в Переяславль (Полтавская губерния) приехал набирать певчих. Он был капельмейстером придворной певческой капеллы. На следующий же день перед ним в полной парадной форме навытяжку стоял городничий. Опять приняли за ревизора.
Поэт П.А. Вяземский рассказывал как в одной из губерний молодого приезжего приняли за ревизора по сходству фамилии. Здесь несколько другой поворот.
Да что говорить. В литературе и нашей и зарубежной давно обыграна ситуация, когда одного принимают за другого. Ведь все сюжеты известны еще с античности. Вопрос только таланта писателя.
Здесь и Шекспир, и Мольер, и античная комедия ошибок. "Урок дочкам" Крылова, "Воздушные замки" Хмельницкого, "Приезжий из столицы" Квитки-Основьяненки, "Заморский принц" Нарежного, рассказ Вельтмана "Провинциальные актеры".
Тема "Ревизора" была актуальна и взята из самой настоящей действительности.
Чем являлась тогда николаевская Россия. В Петербурге сам Николай I и высшее чиновничество и бюрократия. Строжайшая централизация чиновничье-бюрократического аппарата. Во главе губерни губернатор, хозяин уездного города - городничий. Эти люди попав в орбиту власти никогда из нее не уходят. Переходят с одной должности на другую. Да и о детях не грех подумать, им тоже нужно теплое местечко.
Из столицы шли распоряжения, приказы, награды и наказания. Местного самоуправления как такового не было. И у провинциальных чиновников был страх перед ревизором из Петербурга. Главная задача местных заправил было задобрить, обласкать, дать в конце концов взятку приезжему ревизору.
Вот пишу эти строки и думаю, что-то мне это напоминает в современности. Может Мозамбик или Никарагуа. Кто знает.
К нам едет ревизор. Нам всем нужен ревизор. И в общественной и личной жизни.
О пьесе "Ревизор", Гоголе, его творчестве читайте в следующих статьях на канале КИНО RАГУ.
Если Вам статья понравилась поставьте лайк 👍👍 Можно и подписаться заодно ✍️✍️