Найти тему
Новый драматический театр

Загадки лермонтовского "Маскарада"

Оглавление

В 1835 году, когда была завершена стихотворная пьеса "Маскарад", её автору исполнился 21 год. Недавно окончивший юнкерскую школу, Михаил Юрьевич Лермонтов вышел в полк, получив возможность бывать на знаменитых балах-маскарадах в доме В. В. Энгельгардта. Сложно сказать, сколько раз посещал этот дом молодой поэт, но в бумагах Лермонтова были впоследствии найдены письма с приглашениями. К тому же, сын Василия Энгельгардта учился вместе с поэтом в школе юнкеров, а позже они оба служили в гусарском полку.

"Маскарад" В. Мейерхольда (1917)
"Маскарад" В. Мейерхольда (1917)

Действие романтической драмы "Маскарад" происходит именно здесь, на углу Невского проспекта и набережной канала (сейчас канала Грибоедова) в Петербурге. Во время Великой Отечественной войны особняк Энгельгардта был полностью разрушен, и ни один из интерьеров пушкинско-лермонтовской поры не сохранился. Сейчас на экскурсиях вам покажут новострой 1949 года, где находится Малый зал Филармонии.

Дом Энгельгардта, Невский проспект, дом 30
Дом Энгельгардта, Невский проспект, дом 30

Пьеса предназначалась для бенефиса актрисы Александринского театра Марии Валберховой. Обычно актёры имели прямой интерес в проведении бенефисов, так как это поддерживало их материально. Однако в случае с "Маскарадом" всё было иначе: Валберхова воспользовалась не пьесой для бенефиса, а бенефисом для пьесы, чтобы помочь Лермонтову поставить "Маскарад" на театре. Она согласилась на половину сборов, лишь бы спектакль состоялся. Интересно, что премьера "Маскарада" на русской сцене всё же состоялась именно в бенефис Валберховой, но лишь спустя 16 лет, когда поэта уже давно не было в живых, а сама актриса перешла на глубоко возрастные роли. Это не случайность: мужественная женщина сделала всё возможное, чтобы познакомить зрителя с лермонтовским шедевром. Когда ей, уже в 1852 году, буквально за 12 дней до спектакля вдруг выдвинули требование предоставить согласие наследников поэта на сценическое воплощение драмы, она нашла способ выйти из положения:

«Беру на себя ответственность перед наследниками г. Лермонтова, если они окажут какие-нибудь претензии за представление сцен из комедии Лермонтова «Маскарад», в бенефисе моем, назначенном мне от дирекции 27 октября 1852 года». Рукой артистки подписано: «Мария Валберхова». Документ датирован: «1852 года, октября 27». Даты подчеркнуты синим карандашом. (Цит. по: Ломунов К., Сценическая история "Маскарада" Лермонтова).

Поединок с цензурой

Цензор Е. Ольдекоп наложил запрет на представление первой редакции "Маскарада". В советских учебниках по истории театра это объясняли тем, что шеф жандармов нашёл в тексте "прославление порока", ввиду того, что Арбенин, отравивший жену, остаётся ненаказанным. "Маскарад" был возвращен автору с предложением переработать его так, чтобы пьеса кончалась "примирением между господином и госпожой Арбениными". Подобный финал шёл, разумеется, вразрез с драматургическим замыслом Лермонтова.

Но была и другая причина цензорского неодобрения: намёки на реальные события, которые Ольдекоп, а с ним и Бенкендорф, разглядели в фабуле. Всем было известно, что во втором этаже дома Энгельгардта располагались "удобные гостиничные номера", и в одном из них, по слухам, царь обесчестил княгиню Долгорукую. После этого отца её сделали сенатором, а императрица, чтобы замять скандал, настаивала на том, чтобы государь стал крёстным появившегося на свет младенца. Об этой истории, случившейся как раз в 1835 году, Лермонтову, как и всему высшему свету, было известно. Вряд ли именно она послужила поводом для написания "Маскарада", но цензура предпочла обезопаситься. Не зря "Маскарад" сразу же стали называть драматургическим парафразом "Горя от ума", с его горьким сатирическим пафосом...

Андрей Толубеев в роли Арбенина
Андрей Толубеев в роли Арбенина

Чтобы успокоить и удовлетворить цензоров, Лермонтов пишет четвёртый акт, включая в него роль Неизвестного, сообщающего о невиновности Нины, и помешательство самого Арбенина. В этом виде "Маскарад" был вторично представлен в цензуру, и вновь запрещён. "В новом издании мы находим те же неприличные нападки на костюмированные балы в доме Энгельгардтов, те же дерзости в адрес высшего общества. Автор очень хотел прибавить другой конец, но не тот, который ему был назначен. Арбенин отравляет свою жену. Какой-то незнакомец присутствует при этой сцене. Мадам Арбенина умирает. (...) Драматические ужасы прекратились во Франции, нужно ли вводить их у нас? (...) Дамские моды, употребляемые в Париже, переняты у нас, но нужно ли вводить французскую отраву в семьи?.. Это (...) драматические уродства, это более чем ужасно, это не имеет имени" — дал резолюцию Ольдекоп.

Александр Балуев в роли Арбенина
Александр Балуев в роли Арбенина

Лермонтова, страстно желавшего видеть своё произведение на сцене, не остановило и второе запрещение. В течение 1836 года он опять переписывает пьесу, выбрасывая из неё роль баронессы Штраль, и вводя образ добродетельной Оленьки. Третья версия была подана на рассмотрение, и опять получила отказ. Цензуру не устраивал образ главного героя, наделённого недюжинным умом, но растрачивающим его по ничтожным поводам. К тому же, портрет светского общества, данный как бы в развитие комедии Грибоедова, не мог быть принят благосклонно. Если в "Горе от ума" действие происходило в годы, предшествующие восстанию декабристов, то у Лермонтова — после его разгрома. И речи Арбенина напоминали по своему характеру монологи Чацкого, только уже в регистре общественного разочарования и депрессии. Судьбу героя решал уже не он сам, а неотвратимость рока.

Демонический герой

Как вышло, что пьеса на мелодраматический сюжет о ревности и убийстве "на бытовой почве" стала восприниматься как символ русской трагедийной обречённости? Дело в том, что как раз параллельно Лермонтов пишет "Демона", и демоническое начало в образе Арбенина не случайно. И демонизм в других образах "Маскарада" также присутствует. В сцене, когда главный герой, долго не игравший, садится понтировать, Казарин восклицает: "Теперь ТЫ НАШ!.." Конечно, Казарин — не Мефистофель, но фаустовский мотив в драматургической ткани присутствует. Бытовой сюжет пропитывается насквозь философской проблематикой. Энгельдардтовский маскарад — лишь фон, отчасти пружина действия, провоцирующая главного героя.

Его нельзя назвать ни положительным (несмотря на его обличительную позицию), ни отрицательным (хотя он, без сомнения, злодей — и по отношению к Неизвестному, и к Нине). В позднейших интерпретациях была воплощена целая плеяда Арбениных: заблуждавшихся, обманувшихся, маньячески одержимых, доверчивых, как Отелло; жестоких и обозлённых...

Олег Ягодин в роли Арбенина
Олег Ягодин в роли Арбенина

Зачем Арбенин отравил Нину?

В пьесе герои много рассуждают о проблемах добра и зла. Зло — многогранно, оно присутствует на страницах пьесы в разных качествах. Арбенин принципиально отличается от предыдущих прекраснодушных героев романтической драмы, гибнущих по причине своей собственной искренности, чистоты и веры в идеалы. Он как будто закован в некий панцирь цинизма и неверия, и его позиция — НАД обществом. Для этой фигуры мелки все страсти света... но до определённого момента. Да, в нём есть "семя зла"... И он приходит к выводу, что зло добром уничтожить невозможно. Убийство Нины — это попытка возродить гармонию, связать добро и зло, как ему видится справедливость. Но при этом "холодные чувства" в нём так и не возобладали. Он действует теми же методами, которыми живёт презираемое им общество. В этом — его приговор, его роковая предначертанность, и его гибель.