Найти тему
По России с любовью

Спасо-Преображенский монастырь - история не настоящего Ярославского кремля

Оглавление
Сегодня продолжу рассказывать об истории и культуре одного из главных городов Золотого Кольца - Ярославле. Все публикации об этом городе - по тегу #v780_ярославль , все публикации про маршрут Золотого Кольца #visitgoldenring

Преображенский монастырь относится к одним из древнейших русских монастырей. Основанный в XIII веке за пределами "Рубленого города", монастырь очень быстро стал важным защитным пунктом для Ярославля. А после того, как обзавелся величественными каменными стенами, (которых никогда не было у Ярославского Кремля!) - он стал настоящей крепостью.

Некоторые не опытные путешественники и сейчас думают, что монастырь - это кремль. Но это не так)
Некоторые не опытные путешественники и сейчас думают, что монастырь - это кремль. Но это не так)

Княжеский монастырь

По преданию, монастырь основал в 1216 году великий князь Константин Всеволодович. В Никоновской летописи за 1216 год есть такая запись: «князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения». Однако есть и более ранние упоминаний об обители - 1186 год, историки больше склоняются к признанию этой даты. Упоминание XIII говорит о каменных постройках, а первые строения на территории монастыря были деревянные.

Закладка Спасо-Преображенского собора. Миниатюра XVI в. из Лицевого летописного свода.
Закладка Спасо-Преображенского собора. Миниатюра XVI в. из Лицевого летописного свода.

В любом случае, монастырь развивался как княжеский, с первых дней своего существования был связан с городом и княжеской семьей, стал усыпальницей многих представителей Ярославля. Монастырские власти были духовными наставниками во всех делах княжеского дома и активно в них вмешивались, соблюдая при этом свои интересы.

В настоящее время основу монастырского ансамбля составляют строения начала XVI в., являющиеся древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля.
В настоящее время основу монастырского ансамбля составляют строения начала XVI в., являющиеся древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля.

Центр культуры и книжности

Великий князь Константин Всеволодович от летописца получил прозвище "мудрый" - он владел несколькими языками, любил книги, держал при себе ученых мужей. Видимо, именно эта особенность и повлияла на особую культурную роль Спасского монастыря - здесь с самого начала складывается обширная библиотека, ведется летописание, есть иконописные мастерские.

Здесь же, судя по всему, был первоначально создан Григорьевский затвор - возможно, первое учебное заведение на Северо-Востоке Руси. В дальнейшем оно было перенесено в Ростов Великий.

Монахи монастыря были духовными наставниками всех ярославских князей и это придавала обители особое значение, способствовало бурному росту его благосостояния и благоустройства.

Уже позднее, в 1747 г. именно здесь открывается Славяно-Латинская семинария - одна из первых в России.

Святые князья, родившиеся в Золотой Орде

В 1463 г. в подклете Входоиерусалимской церкви были обретены мощи Ярославских Чудотворцев - Святых Благоверных князей Федора, Давида и Константина. Между 1463 и 1473 г.г. в Москве по заказу Ивана III и по благословению митрополита Филиппа было написано житие Федора Черного, и ярославские чудотворцы вошли в пантеон общерусских святых, одновременно став главной святыней Ярославля.

-4

История интересная и очень спорная - князь Федор был любимцем татарского хана, был женат на его дочери, участвовал в походах татар на русские города. И в то же время считается небесным покровителем Ярославля... Про его биографию писала отдельный пост - почитайте, потрясающая история, заставляет задуматься о роли человека в истории и о границах компромисса, на который каждый способен пойти...

Обретение чудотворных мощей ярославских князей, которые были канонизированы русской православной церковью (всего через 4 года!, это очень быстро! явно политическое решение - писала об этом в своей статье) сразу же возвысил Спасский монастырь как религиозный центр.

Спасо-Преображенский собор

До нашего времени первый каменный собор не дожил. Он перестраивался много раз и сейчас сохранились лишь фундаменты первого собора (1216-1224) и сопредельной ему церкви Входа Господня в Иерусалим (1218-1224). Они находятся в подклети нынешней церкви Ярославских Чудотворцев.

-5

Первоначальное здание собора было построено в 1216—1224 годах. Но после большого пожара 1501 года, когда Ярославль выгорел почти дотла, его перестроили в 1516 году, по образу Благовещенского и Архангельского соборов Московского кремля. Сейчас это древнейшее строение Ярославля.

Росписи эпохи Ивана Грозного

В 1563-1564 г.г. собор расписали москвичи Ларион Леонтьев, Третьяк, Фёдор Никитин и ярославцы Дементий и Афанасий Исидоровы. Особенность этой росписи в том, что только в двух российских монастырях - в Успенском (Свияжск) и Спасо-Преображенском (Ярославль) сохранилась стенная живопись XVI в. в полном цикле.

фотографии с сайта Ярославского музея-заповедника
фотографии с сайта Ярославского музея-заповедника

Тогда же строится и звонница - подняться на которую нужно обязательно, это единственная высотная смотровая площадка в центре Ярославля

-7

Стены монастыря

Каменные стены монастыря начали возводиться в 1550-1580х годах. Именно они спасли город от польских интервентов - монастырь выдержал 24-дневную осаду вражеских войск. И в 1612 от стен монастыря начало свой путь за освобождение Москвы ополчение Минина и Пожарского.

Выступление Минина и Пожарского из Ярославля в 1612 г. Художник Антонян Л.М. 1960г.
Выступление Минина и Пожарского из Ярославля в 1612 г. Художник Антонян Л.М. 1960г.

После периода Смутного времени монастырь расширился и обнесен новыми стенами. С некоторыми перестройками - они сохранились до нашего времени.

Архиерейский дом

В 1787 г. по указу Екатерины II Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в Архиерейский дом. Это было связано с образованием Ярославской губернии и переводом сюда центра Епархии из Ростова. Период пребывания здесь церковной власти губернии ознаменован обретением в 1823 г. новой святыни - чудотворного образа Печерской Богоматери (утрачен в первой половине XX века).

Именно тогда, в 1790-х годах А. И. Мусин-Пушкин обнаружил памятник русской литературы XII века — «Слово о полку Игореве».

-9

После разрушительного для всего города Ярославского восстания (писала о восстании здесь: Как Ярославль восстал против большевиков?), территория монастыря находилась на реконструкции. Именно тогда, в кладовой, была найдена одна из старейших русских икон - Ярославская Оранта: Неразгаданная тайна старейшей иконы

-10
  • Более подробно писала об этих уникальных находках здесь

Ныне территория монастыря является основой Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.