И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе.
(Быт. 12, 1).
Во время жизни праотца Авраама уже полным ходом процветало идолослужение. Авраам жил со своей семьей в столице Шумеро-аккадского государства в Уре Халдейском.
Это государство располагалось между реками Тигр и Евфрат в Месопотамии, и представляло собой одну из самых продвинутых цивилизаций в XXI веке до РХ.
Семья Авраама была очень богатой и принадлежала к правящей элите общества. Это были городские, столичные люди не знавшие кочевой жизни.
У Авраама была перспектива карьерного роста, уже тогда он был уважаемым человеком в городе, имел много слуг, многочисленные стада и различные материальные блага.
Позже у Авраама, когда он будет вызволять из плена своего племянника Лота, которого пленили 5 царей напавших на Содом, окажется достаточно сил и власти нанести им поражение в битве, освободить Лота и вернуть все его состояние.
Когда Аврааму понадобилась земля в Палестине, для устроения семейного кладбища и ему хотели отдать землю бесплатно, он не торгуясь купил ее по рыночной цене того времени.
Мы говорим об этом, для того, чтобы понять и прочувствовать, что Авраам сделал, что он оставил, от чего отрекся, послушавшись и поверив Богу, когда со всем своим имением, стадами и скарбом, домочадцами и слугами пошел туда, не зная куда.
Иди в землю, которую Я укажу тебе —
это значит, что выйдя из города Ура Халдейского Авраам понятия не имел куда направляется, что его ждет и какие природные условия, и народы он встретит.
Мы сегодня собираясь в соседний незнакомый город на машине, переживаем за дорогу, кто-то молится о путешествующих, а кто-то суеверно присаживается на дорогу…
А Авраам отрекся от всего, самое меньшее — от сытой, спокойной, оседлой, безопасной жизни, лишь только потому, что ему сказал Господь. Такая у него была преданность Богу и такое у него было доверие Ему.
Пойди из земли твоей —
т.е. телесное отречение от материальных благ и стяжания богатства. Это по святоотеческому мнению первое отречение.
Второе отречение,
пойди… от родства твоего —
это когда оставляем свои пороки, страсти и грехи, не только телесные, но и душевные, не только родовые, но и приобретенные от рождения и ставшие уже нам родными.
И это Авраам исполнил. Он отрекся от родства своего, его отец Фарра уже уклонялся в идолопоклонство, которое было уже повсеместно.
Чтобы быть рукопожатным, успешным и продвигаться по карьерной лестнице, принадлежать к элите, надо было быть таким как все.
Конечно, Авраам не отказался от отца своего, которого забрал с собой и похоронил в Харане по пути в Землю Обетованную. Он отрекся от прежнего образа жизни с которым сроднился, отрекся от стяжания власти, рукопожатности и современного ему гламура.
Третье отречение,
пойди… из дома отца твоего
это уже духовное отречение, когда отвлекаем и отводим ум свой от мирских развлечений и воспоминаний, от мечтаний о временном и видимом и направляем ум к вечному и невидимому.
О том, что одного отца надо оставить и искать другого сказал и царь Давид пророчествуя от лица Господа:
слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой, и дом отца твоего (Пс. 44:11).
Несомненно, тот кто обращается к дщери (дочери) есть Отец. Но и тот народ и дом отца, который следует забыть, тоже является отцом своей дочери.
Об этом свидетельствует Господь, когда говорит:
Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. (Ин. 8, 44).
И забвение этого "отца" происходит тогда, когда умерев со Христом для страстного сего мира, по слову Апостола:
мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно. (2 Кор. 4, 18).
И отрешившись сердцем и умом от всего временно видимого, хоть и живя в этом временном теле, патриарх Авраам верой и делом искал невидимого Отца и доказал слова из Нового Завета:
Наше же жительство — на небесах (Флп. 3, 20).
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.
Чтобы канал «Духовные посевы» мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте “палец вверх”.