Найти в Дзене
People

Как "непристойный роман" Марии Кюри привел к дуэли,но ничему не научил общество.

Maрия Склодовская-Кюри
Maрия Склодовская-Кюри

Еще немного и все бы "пропало"...

Мария Склодовская-Кюри- одна из тех женщин,которая внесла огромный вклад в развитие науки. О ее работах в области исследования радия, Нобелевских премиях и открытиях институтов знают все.

Сегодня хотелось бы рассказать о личной жизни ученой , которую тоже нужно помнить. Увы, даже за 100 и более лет в нашем обществе мало что изменилось в том, как общество судит поступки взрослых состоявшихся женщин. Речь пойдет о романе вдовствующей Мари с женатым ученым Полем Ланжевеном, но весь гнев и осуждения легли именно на Марию Кюри.

Мария Склодовская-Кюри известна как первый ученый, которому удалось получить две Нобелевские премии. Первой награды она удостоилась в 1903 году, когда она и ее муж Пьер Кюри были отмечены премией по физике за исследования в области радиации.
Затем, в 1911 году, она получила Нобелевскую премию по химии за открытие радия и полония. Но по мере того как росла ее известность как блестящего ученого, росло и любопытство публики к ее личной жизни, особенно после того, как Мария овдовела в 1906 году.
Пьер и Мария Кюри в лаборатории
Пьер и Мария Кюри в лаборатории

После смерти Пьера Кюри( его задавил конный экипаж), у Марии разгорелся роман с Полем Ланжевеном, ученым физиком и учеником ее мужа.

После смерти Пьера Мария была назначена на его место в Отдел точных наук Сорбонны, чтобы вести там курс физики, и стала первой в истории университета и Франции в целом женщиной-преподавателем.
Ланжевен, к тому моменту, воспитывал четверых детей и был младше Кюри на пять лет,но его брак считался несчастливым. Ей было 43, а ему 38.

Поль Ланжевен
Поль Ланжевен

Влюбленные вместе проводили много времени и арендовали квартиру для свиданий недалеко от Сорбонны. Когда жена Ланжевена узнала о том, что муж ей изменяет, то решила провести расследование.

Она наняла детектива, чтобы тот украл любовные письма и начала шантажировать их, требуя прекратить все отношения,вплоть до профессиональных.

Угрожая Кюри даже убийством, она передала все своему родственнику, который работал в одной из парижских газет. Этому послужило причиной то, что Кюри и Ланжевен приняли участие в одной конференции. Письма были опубликованы.

Конечно, все французские газеты ухватились за эту новость и стали представлять Марию Кюри коварной разлучницей и еврейкой, хоть таковой она и не являлась.

В момент, когда скандал только разгорался, Склодовская-Кюри находилась на конференции в Бельгии, в Париж она вернулась, когда пламя народного гнева уже полыхало вовсю. У ее дома собиралась разгневанная толпа, требовавшая изгнания Кюри из страны, так что Марии с двумя дочерьми пришлось скрываться у своей подруги, писательницы Камиллы Марбо.

Стремясь защитить Кюри, Поль вызвал на дуэль газетчиков, но к счастью ,дуэль окончилась без жертв.

На сторону Кюри встали Альберт Эйнштейн и Генрих Цангер,которые насколько это возможно поддерживали Марию Склодовскую- Кюри.

Когда в 1911 году Кюри была номинирована на Нобелевскую премию в области химии, подробности ее личной жизни обсуждались уже в течение долгого времени. Это не способствовало ее доброму имени. Когда до Швеции дошли известия о романе Склодовской-Кюри с женатым мужчиной, секретарь тамошней Королевской Академии Наук, не желая, чтобы такой торжественный праздник как вручение Нобелевской премии перешел в скандал, обратился к женщине с просьбой, чтобы она не появлялась в Швеции: «Все мои коллеги ответили, что не хотят, чтобы Вы сюда приезжали. Я также прошу, чтобы вы остались во Франции; поскольку никто не может предсказать, что может произойти во время вручения награды. Честь, уважение для нашей Академии, равно как и для самой Науки и Вашей родины диктуют, чтобы в указанных обстоятельствах вы отбросили мысль о приезде сюда для получения награды».

Мария к этим советам не прислушалась, четко дав понять, что ее научные достижения и ее личная жизнь ни в коем случае не должны смешиваться и влиять друг на друга.
В Стокгольм она все таки приехала. Она никак не могла вмешать свою личную жизнь и перечеркнуть все, что было наработано не только ею, но и мужем Пьером Кюри. Эту премию она посвятила и ему.

Роман с Ланжевеном вскоре вовсе прекратился. Поль почти развелся,но вскоре вернулся к жене,но их брак так и не стал счастливым. Он вскоре снова "закрутил" роман с другой женщиной.

С тех пор, Кюри целиком и полностью погрузилась в науку.

-4

И хотя Склодовская-Кюри и Ланжевен уже никогда друг к другу не вернулись, история замкнула круг. Внучка Марии, Элен Жолио, воспылала чувствами к внуку Поля – Мишелю. Оба стали физиками, а свою любовь подтвердили бракосочетанием. Жизнь Склодовской-Кюри спустя годы была овеяна романтичной легендой. Во всем она была наилучшей, первой, единственной. Строгой, почти святой. Муж Пьер называл ее гениальной женщиной. Дочь не находила в ней недостатков. А тем временем Марии далеко до иконостаса. И она имела свои слабости. Притягивала мужчин. Сам Эйнштейн говорил о ней, что столько эротизма не видел никогда в глазах ни одной другой женщины.

Ну а параллели этой истории с днем сегодняшним, увы, очевидны. Романы взрослых женщин с мужчинами младше них расцениваются публикой хуже, чем пары, где старше мужчина.

Да и в случае измен, какие бы на то ни были причины, на скамье "подсудимых" чаще оказывается женщина — "разлучница, которая увела мужика"!

Наука за прошедший век явно продвинулась вперед сильнее, чем общественное мнение.