Уверена, многих завораживал в своё время роман Александра Грина "Бегущая по волнам" и образ Фрези Грант. А что, если попытаться представить себе её наряд? Каким именно он мог бы быть?
Грин описывает его кратко, но ёмко: "В чёрных её волосах блестел жемчуг гребней. Кружевное платье оттенка слоновой кости, открывающее гибкие плечи, такие же безупречно белые, как лицо, легло вокруг стана широким опрокинутым веером, из пены которого выступила, покачиваясь, маленькая нога в золотой туфельке".
Роман написан в 1926, но время и место действия трудно соотнести с реальным миром - у страны Гринландии свои законы. Но всё таки?
История с Фрези случилась задолго до того, как начинается действие: "Лет сто пятьдесят назад – сказал Больт, – из Бостона в Индию шёл фрегат «Адмирал Фосс». Среди других пассажиров был на этом корабле генерал Грант, и с ним ехала его дочь, замечательная красавица, которую звали Фрези..."
Если взять середину реальных 1920-х и отнять полтора века, получаются 1770-е годы. О, нет. Никаких изящных кружевных платьев в ту пору и быть могло! Кружева были узкими - можно было немного отделать рукава или юбку, но не более того. А ещё для моды той поры характерны небольшие, но фижмы (специальные каркасы, поддерживающие пышную юбку), жёсткие корсеты, делавшие бюст плоским, и сложные, часто напудренные причёски... Нет-нет, мода реальная совсем не годится!
Однако образ, созданный Грином, так и стоит перед глазами... И, мне кажется, я знаю, что он описывал, вольно или невольно.
Александр Степанович Гриневский родился в 1880. И молодость его пришлась на то время, когда женщины обожали платья, которые раскрывались вокруг ног и талии лёгким веером или павлиньим хвостом. Обожали кружева, и не только отделывали ими свои наряды - порой платья были целиком из кружев! Обожали гребни, которыми украшали свои объёмные причёски...
У Александра Степановича тогда была сложная, очень сложная жизнь. Кем он только не успел побывать - от матроса до лесоруба. Вёл активную подпольную деятельность, будучи членом партии эсеров. Не до кружев ему было. Но женщин таких - лёгких, изящных, нарядных - он наверняка встречал на своём пути. Просто они скользили мимо.
И уже позднее, когда в новом мире и в новой стране он писал "Бегущую по волнам", не вставали ли перед ним те образы из прошлого? Которое казалось уже очень далёким?..
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory