Найти тему
Всё о мире Толкина

Толкин и Эволюция

Рисунок Дж.Р.Р. Толкина.
Рисунок Дж.Р.Р. Толкина.

Эволюция так или иначе присутствует в произведениях Толкина. Так, в главе «Загадки в темноте» говорится:

«Странные существа водятся в прудах и озерах в глубине гор: рыбы, чьи предки заплыли туда бог весть как давно, да так и не выплыли на свет, глаза их все выпучивались и выпучивались оттого, что они силились видеть во мраке» (перевод Н. Рахмановой).

В черновике «Хоббита» автор уподоблял Бильбо питекантропу. Согласно прологу к «Властелину колец», хотя достоверных сведений о происхождении хоббитов не сохранилось, они находятся с нами в близком родстве и являются низкорослой ветвью человеческой расы (Письмо 319).

При этом в письме сыну Кристоферу Толкин заявлял:

«Я ныне не стыжусь «мифа» об Эдеме и не ставлю его под сомнение. Разумеется, мы не найдем в нем той историчности, что в Н[овом] 3[авете], который, по сути дела, — свод свидетельств современников, в то время как Книга Бытия отделена от Падения невесть сколькими поколениями горьких изгнанников; но, бесспорно, на этой нашей злосчастной земле Эдем некогда существовал».
(с) Письмо 96, перевод С. Лихачёвой.

Вместе с тем, в «Преображённых мифах» Толкин писал о Валар, что

«частью их замысла было то, что на Земле должны быть изменения и перемены».
«…В действительности, в природе Эа и Великой Истории заключено то, что ничто не может оставаться неизменным во времени, а предметы, с которыми это происходит, или кажется, что происходит, становятся обузой, и их больше не любят (или в лучшем случае перестают обращать на них внимание)».

В лекции, прочитанной 1 января 1938 г. в Оксфордском музее естественной истории, «Толкин демонстрировал слайды динозавров и драконов, в том числе собственные рисунки [...] (Примечание Дж. Рейтлиффа: Стегозавр, бронтозавр («только недавно получивший название»), птеранодон, трицератопс («хорошее имя для ужасного создания») и игуанодонт, среди прочих, включая один слайд, который он назвал «два весёлых динозавра играют»)». Толкин отличал драконов («легендарных созданий, основанных на змее и ящерице») от реально существовавших динозавров:

«Никто, я полагаю, не может сказать… как долго пережившие своё время создания могли выживать, таясь в мерзких углах. Но даже такие случаи не могут повлиять на факт, что Динозавры вымерли неизмеримо раньше, чем начались приключения Людей».
(с) Из «Истории "Хоббита».

Толкину нравились книги не только по палеозоологии, но и по палеоботанике. Своей супруге он писал:

«Меня особенно завораживают <…> вариации и изменения в цветах, которые со всей очевидностью родственны тем, что я знаю, — но не те же самые. Они пробуждают во мне видения родства и происхождения из глубины веков <…> Помню, росло некогда в уголке одного ботанического сада (никак не помеченное, безымянное) растеньице, меня заворожившее. Я знал о «семействе» Scrofulariceae {Норичниковые (лат. )} и всегда принимал как данность, что в основу группировки растений в «семейства» положены веские научные доводы и что в общем и целом такая группировка и в самом деле указывает на физическое сходство, обусловленное происхождением. Но при взгляде, скажем, на норичник и на наперстянку приходится принимать это на веру. И вот я видел перед собою «недостающее звено».
(с) Письмо 312, перевод С. Лихачёвой.

В книге «Флора Средиземья» У. и Г. Джадд высказывают предположение, что Толкин придерживался теистического взгляда на эволюцию.

Учитывая христианское мировоззрение Толкина, в заключение уместно было бы привести некоторые дополнительные сведения. Согласно П. Парфентьеву, Св. Августин в своём комментарии на книгу Бытия высказывал гипотезу, что Бог создал все виды в потенциальном, неявном виде, а потом этот замысел как бы развернулся в истории.
Как пишет И. Ренард, официально до Пия XII (1939-1958) католическая церковь не отзывалась о теории эволюции. Она вызвала неприятие со стороны некоторых иерархов, но дарвинизм не был включён в перечень заблуждений и книги по теории эволюции не попали ни в один из индексов запрещённых книг. Первое официальное церковное мнение высказал в 1950 г., когда Толкин заканчивал работу над «Властелином колец», Пий XII в своей энциклике «Humani Generis»:

«...Церковь не запрещает, чтобы учение об эволюции, если оно исследует, было ли человеческое тело извлечено из уже существующей и живой материи – ибо католическая вера обязывает нас придерживаться того, что души непосредственно созданы Богом, – и при нынешнем состоянии наук и богословия было предметом поисков и обсуждений со стороны учёных, сторонников тех или иных взглядов, таким образом, чтобы доводы, подтверждающие или опровергающие то или иное мнение, были взвешены и оценены с необходимой серьёзностью и чувством меры…».


Уже после смерти Толкина, в 1996 г., к этому вопросу обратился Иоанн Павел II:

«Сегодня, спустя почти полвека после публикации энциклики [процитированной выше], новые знания повели к признанию того, что теория эволюции – больше, нежели гипотеза. Следует отметить, что эта теория во все большей степени принимается исследователями, вследствие серии открытий в разных областях знаний. Совпадение, не предполагавшееся и не сфабрикованное, результатов независимо проведенной работы само по себе является значительным аргументом в пользу этой теории». В пояснении Международной богословской комиссии в Ватикане к к этому обращению уточнялось, что оно «не может восприниматься, как безоговорочное одобрение всех теорий эволюции, включая и теории нео-дарвинистского происхождения, открыто отказывающих божественному Провидению во всякой причинной роли в развитии жизни во Вселенной».


Бенедикт XVI называл себя сторонником «теистической эволюции» – учения, согласно которому Бог создал природу и человека посредством эволюции. Ещё дальше пошёл Франциск:

«Эволюция в природе не противоречит понятию сотворения, потому что эволюция требует создания существ, которые развиваются».


Протодиакон А. Кураев, комментируя это высказывание, заметил, что христианское духовенство не занимает воинствующей позиции по отношению к эволюционной теории:

«Позиция православных и католиков всегда была довольно спокойной. Вспомните, например, что одним из создателей современной биологии был монах» [т.е. Грегор Мендель].


Автор статьи - Константин Пирожков. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.

-2

Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!