На южном фасе вторжения вермахта в СССР в июне 1941 года основной задачей являлось овладение в недельный срок Киевом.
Группа армии "Юг" наступала на широком фронте от города Владимир-Волынский (Волынская область Украины) и дальше к югу. При этом дополнительной задачей было ударами от Перемышля и Владимира-Волынского разгромить 26-ю армию на перемышльском напралении и окружить советскую 6-ю армию на львовском выступе.
Советское командование понимало опасность окружения Львова и первоначальным планом на случай вторжения имело целью концентрированный удар на польский Люблин. Это должны были осуществить 5-я и 6-я армии при поддержке пяти механизированных корпусов. Успешное наступление позволило бы нанести фланговый удар по наступающим на Львов немецким частям и вбило бы клин между группами армий "Центр" (Белоруссия) и "Юг" (Украина).
Немецкое наступление началось по плану в 6 часов утра 22 июня 1941 года. До этого были нанесены авиа и артудары.
Ход сражения сразу пошёл не так как ожидали и советские и немецкие военачальники.
Немецкая 17-я полевая армия атаковала Перемышль. 1-я танковая группа шла в направлении Житомир.
Советские приграничные 5,6,12, 26 армии начали выдвижение к границе с мест своих дислокаций. Но в пути они были накрыты немецкой авиацией, и понесли большие потери.
Тогда мой дед - красноармеец Баймурзаев Кожантай и был сильно контужен, когда выдвигался к границе. Фугасная бомба взорвалась недалеко от него, накрыв его взрывной волной. Больше он в приграничном сражении не участвовал и долго лежал в госпитале, пока его не признали снова годным к воинской службе в сентябре 1941 года.
Но и у немцев вышло все не так, как они хотели.
Перемышль (из немецкой части города) был взят 101 лёгкопехотной дивизией вермахта уже 22 июня. Немецкая 17 армия готовилась наступать на Львов.
- Бывший начальник 14-й пограничной заставы, охранявшей границу по реке Сан в черте города, А.Н. Патарыкин вспоминал, что в ночь с 21 на 22 июня 1941 года на его участке прошли два поезда: один наш с нефтью – на немецкую сторону, другой с углем – из Германии в СССР. «Затем на нашу сторону должен был пройти встречный немецкий эшелон с углем. Но когда он стал подходить к нашей контрольной будке, часовой насторожился: почему-то паровоз шел не впереди состава, а сзади. И вагоны были не стандартные, как обычно, а немного выше. Боец решил остановить поезд и дал предупредительный выстрел в воздух. Но ему ответили автоматной очередью. Пули попали в будку, где находилось еще двое бойцов из нашего взвода охраны. Одного из них убило, другой же растерялся, выскочил с пулеметом, залег и стал стрелять по эшелону. Тут еще бойцы подоспели, тоже открыли огонь. Поезд попятился, и когда вагоны были уже на правом берегу, то борта откинулись, и на землю начали съезжать танкетки с солдатами. Вот тебе и «уголь»…» - источник здесь
Но на беду немецких солдат в район Перемышля находилась самая боеспособная часть (проверка Наркомата обороны за май 1941 года) Киевского военного округа - 99 стрелковая дивизия под командованием полковника Николая Ивановича Дементьева.
Дементьев собрал вокруг себя сводный отряд 92-го пограничного отряда НКВД, народных ополченцев и совместными усилиями утром 23 июня 1941 года выбивает фашистов из Перемышля. При этом поддержку атакующим бойцам оказывал не захваченный немцами 8-й Перемышльский укреплённый район, располагавший мощными артиллерийско-пулемётными ДОТами.
Перемышль переходил из рук в руки, и только 27 июня был окончательно оставлен советскими войсками. 99-я стрелковая дивизия за бои под Перемышлем будет первым воинским соединением, награждённым орденом Красного Знамени.
Но за это время, немцы не смогли развить наступление севернее Львова, где развернулось встречное танковое сражение в районе Дубно-Луцк-Броды. Там советские войска хоть и понесли огромные потери в танках (2648 танков против 85 у немцев), но смогли снизить темп наступления. Это позволило избежать окружения советских войск на львовском выступе.
Развёртыванию советских танковых частей севернее Львова сильно способствовала 41-я стрелковая дивизия, оборонявшая Равва-Русский укреплённый район. Командир дивизии генерал-майор Георгий Микушев.
- На основании показаний пленных и захваченных в бою документов было установлено, что против нашего корпуса действуют 4-й армейский корпус, а также части 44-го и 49-го армейских корпусов. Непосредственно перед фронтом нашей дивизии наступали 262, 24, 295, 71 и 296-я пехотные дивизии, усиленные боевой техникой и поддержанные значительной группой авиации. Свои главные усилия противник по-прежнему сосредоточивал на основном операционном направлении Рава-Русская – Львов — Н. Ерёмин, генерал-майор, Первые дни боёв на Рава-Русском направлении (Воспоминания бывшего начальника штаба 41-й стрелковой дивизии), ВИЖ, № 4, 1959 год, С. 61—75
Несмотря на огромное превосходство в силах и господстве немецкой авиации в воздухе дивизия дралась в полном окружении до 26 июня 1941 года. А 27 июня самостоятельно вырвалась из окружения, отойдя к Львову, где стала арьергардом отступающих советских частей.
Немецкие штабисты назвали 41-ю дивизию "Железной".
Резюмируя - советские войска на Западной Украине смогли не только отразить первые атаки превосходящих сил противника, но и в некоторых местах даже отбросили его на польскую территорию. Несмотря на отсутствие связи и разорванность частей друг от друга все приграничные советские дивизии держали оборону, что позволило развернуться частям второго эшелона. Поэтому, говорить о разгроме советских войск на Украине в первые дни войны вряд ли возможно - это явное преувеличение. Наоборот, немцы не достигли своих "дедлайнов" по взятию Львова на третий день.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!
Вопрос к читателям:
Была ли возможность у советских войск остановить немецкое наступление в первые дни войны на Украине?
Оглавление серии статей "Перед Великой Отечественной войной".