Найти тему
Журнал "Лучик"

Как на самом деле выглядели Татьяна Ларина и её сестра Ольга?

Приготовьтесь смеяться. Или возмущаться. В общем, совсем не так, как мы думаем!

Давайте обратимся к первоисточнику. Третья глава "Евгения Онегина"; Онегин говорит с Ленским:

Скажи: которая Татьяна?»
— Да та, которая, грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна. —
«Неужто ты влюблен в меньшую?»
— А что? — «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне».

Итак, Ольга похожа на "Вандикову мадонну". Имеется в виду фламандский (то есть бельгийский, по-нашему) художник Антонис ван Дейк (1599–1641). Давайте посмотрим на его мадонн. Вот одна:

А вот другая. Выбирайте, какая вам больше нравится.

-2

Почему Онегин считает, что в них "нет жизни"? Потому что в то время среди людей его вкусов ("как dandy лондонский одет") дородные женщины были, так сказать, не в моде. Дендизм диктовал моду на мрачность, скептическую неудовлетворённость жизнью, а также на болезненность и "страдание". Вот почему внимание Онегина привлекает другая сестра, Татьяна, которая, по словам Ленского, "грустна и молчалива, как Светлана".

Светлана - героиня одноименной баллады В.А. Жуковского. Вот уж здесь всё вполне "модно" и "по-дендистски": призраки, гробы, мертвецы - "ворон каркает: печаль!" (Кстати знаменитое стихотворение "Ворон" Эдгара Алана По с рефреном "Ворон каркнул - Nevermore" появилось только через четверть века после баллады "Светлана".)

Соответственно, Татьяна, похожая на Светлану, должна была быть (по замыслу Пушкина) как минимум бледна и задумчива, желательно - печальна, и уж совершенно точно - не корпулентна (не упитанна). Примерно так представляем её себе и мы:

Татьяна Ларина на иллюстрациях современных художников
Татьяна Ларина на иллюстрациях современных художников

Но Пушкин и его "приятель Онегин" были мало того что модники, они ещё были и "авангардисты" - то есть опережали массовые представления о прекрасном, свойственные их времени. Издатель журнала "Невский альманах", где была впервые опубликована третья глава "Евгения Онегина" и художник Иоганн-Вильгельм Нотбек, которому было поручено иллюстрировать роман, представляли себе женскую красоту совершенно иначе...

В результате перед первыми читателями романа и перед огорошенным автором Татьяна Ларина предстала в таком виде:

Татьяна пишет письмо Онегину. Иллюстрация Нотбека к первой публикации романа "Евений Онегин". Приносим извинения за плашку (нетрудно догадаться, зачем она и что скрывает)
Татьяна пишет письмо Онегину. Иллюстрация Нотбека к первой публикации романа "Евений Онегин". Приносим извинения за плашку (нетрудно догадаться, зачем она и что скрывает)

Пушкин был разъярён. Он ответил на иллюстрацию эпиграммой - одной из тех, которые включаются только в полные собрания сочинений поэта:

Пупок чернеет сквозь рубашку,
Наружу титька - милый вид!
Татьяна мнёт в руке бумажку,
Зане живот у ней болит.
Она затем поутру встала
При бледных месяца лучах
И на подтирку изорвала
Конечно «Невский альманах».

Но что было делать бедняге художнику (кстати, он был вовсе не отставшим от жизни старикашкой, а вполне молодым человеком - 27 лет, младше Пушкина на целый год), - что ему было делать, если и сама Светлана Жуковского выглядела, по мнению современников точно так же?

Карл Брюллов. "Гадающая Светлана". 1836 г.
Карл Брюллов. "Гадающая Светлана". 1836 г.

Картина классика русской живописи датирована 1936 годом, то есть была написана через семь лет после эксцесса с Татьяной в "Невском альманахе", но посмотрите, как выглядит на ней Светлана, романтическая героиня, которой положено быть хрупкой и бледной!

Для сравнения - вот Светлана Александра Новоскольцева, 1889 (!) год:

-6

Ну, разве что побледнее. Однако от этого только ещё больше подходит под определение Онегина "как эта глупая луна на этом глупом небосклоне".

Кстати, почему Онегин так беспощаден к луне?

Джузеппе Канелла. Лунный пейзаж. Эта луна, наверное, "глупая", поскольку на картине изображены молодые люди, собравшиеся беззаботно попировать в беседке
Джузеппе Канелла. Лунный пейзаж. Эта луна, наверное, "глупая", поскольку на картине изображены молодые люди, собравшиеся беззаботно попировать в беседке

Немецкие романтики, как и английские дэнди, и их русские последователи, считали мир "обычных людей" пошлым и глупым - построенным на жадности, обмане и низменных инстинктах ("поели, можно и поспать"). "Настоящий" мир - мир настоящей красоты и справедливости - был, по их убеждению, доступен на уровне ощущений только философам, а ещё музыкантам, художникам и поэтам - людям искусства... (И то, как мы убедились, не всем.)

Каспар-Давид Фридрих (1774-1840). "Двое, созерцающие луну". 1819 г. Вот эта луна - явно не "глупая", романтическая. Созерцание, медитация, грёзы - весьма романтическое занятие (в отличие от бездумных пирушек)
Каспар-Давид Фридрих (1774-1840). "Двое, созерцающие луну". 1819 г. Вот эта луна - явно не "глупая", романтическая. Созерцание, медитация, грёзы - весьма романтическое занятие (в отличие от бездумных пирушек)

Остаётся вопрос. Если Татьяна в конце концов вышла замуж и блистала в свете, то как же она выглядела "на самом деле"? Так, как нравилось Пушкину и продвинутым романтикам, или всё-таки так, как нравилось большинству, в том числе и женившемуся на Татьяне богатому князю-генералу? Как думаете? :)

Каспар Давид Фридрих. "Женщина при закате солнца"
Каспар Давид Фридрих. "Женщина при закате солнца"

Читайте также:

О возникновении и непростой истории имени Светлана. Почему русских девочек стали так называть только незадолго до начала Великой Отечественной войны?

Как на самом деле выглядел прекрасный принц, влюблённый в Золушку?

Что общего у классической народной английской песни "Зелёные рукава" и у блатной "Мурки"?

Кто такая леди Годива и почему её изображают верхом на лошади обнажённой?

Кто такая безумная Грета и зачем она спускалась в ад?

Зачем Герасим утопил Муму?

Губа-дура, или Как вырождались испанские Габсбурги