Это о выдающемся, хотя и не слишком известном художнике-передвижнике, ученике Владимира Маковского Лукиане Васильевиче Попове (1873 – 1914). Его бытовые картины, изображающие сцены из жизни крестьян и интеллигенции, отличаются психологизмом, глубиной, своеобразием характеров героев, хороши также его пейзажи и портреты.
Лукиан Попов происходил из семьи сельского крестьянина - отца забрали в солдаты, и мальчику пришлось зарабатывать себе на жизнь с ранних лет. На решение заняться творчеством повлияли общение с самарским учителем и художником Федором Буровым и особенно встреча с приехавшим в Оренбург Аполлинарием Васнецовым, после которой молодой Попов стал студентом Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при Имперской Академии художеств. Там он и познакомился со своим главным учителем – Маковским.
В советские годы Попова часто характеризовали как социально-политического художника, писавшего предреволюционные волнения на селе (вероятно, искусствоведы тех лет видели в его работах то, что хотели видеть). Он действительно изображал тяжелую жизнь крестьян, вынужденных переселяться с родных земель в поисках заработка или отбывать воинскую повинность, но определенно сказать о политических взглядах художника сложно. Последние годы его жизни были связаны с духовным поиском. Попов писал иконы для оренбургских храмов и участвовал в восстановлении шедевров религиозной живописи Маковского, отправлялся в паломнические поездки, исследовал жизнь русской глубинки. К 300-летию царствования дома Романовых он написал портрет последнего российского самодержца.
Современники предполагают, что Лукиан Васильевич не пережил потери малолетнего сына, поэтому умер довольно молодым. Большая часть картин художника находится на его малой родине, лишь немногие – в Москве, Петербурге, Рыбинске и Самаре.