Я расскажу о пиратах, которые не только грабили, но и писали стихи, имели свой профсоюз и чеканили серебряные монеты.
Пираты - это слово вошло в обиход ещё в античной Греции примерно в IV-III веках до н. э. Оно имеет древнегреческие корни: от др.греч. слова "πειρατής" — из слов πειράω (искать счастья) + -τής, от слова πεῖρα (попытка).
По понятиям древних греков, пираты — это искатели приключений на водных просторах Восточного Средиземноморья, что было вполне совместимо с грабежом.
В Афинах люди, занимающиеся морским размоем, были не изгоями, а полноправными членами общества, причём - оформленные в своего рода профессиональный союз — «Афинское общество пиратов», члены которого привлекались к выполнению общественно важных функций.
Пираты несли охрану морского побережья Греции, а также привлекались как вольнонаемные моряки на своих кораблях во время войн, используя военные действия для захвата имущества поверженного в морских сражениях противника.
Греческие пираты не только захватывали чужие корабли — они нападали на населенные пункты на побережье Эгейского моря, грабили местных жителей и заставляли их платить дань пиратам.
Морское пиратство даже воспевалось в стихах — да не кем-то там, а самим Гомером в его "Одиссее":
«Ветер от стен Илиона привел нас ко граду киконов Исмару. Град мы разрушили, жителей всех истребили. Жен сохранивши и всяких сокровищ награбивши много, Стали добычу делить мы, чтоб каждый мог взять свой участок». Гомер «Одиссея. Песнь Девятая»
Одиссей не стыдится своих пиратских подвигов — он ими гордится, и Гомер его за это не осуждает!
Знаменитые пираты Древней Греции:
- Поликрат — правитель острова Самос в 538 г.-522 г. до н.э. Его называли «пиратский царь»: 150 вёсельный кораблей и 40 парусных триер занимались морским разбоем — целая военно-морская флотилия, которая даже поделённая на части имела преимущества в отношении отдельных, даже крупных торговых кораблей. Грабили всех подряд без разбора : историк Геродот приписывает Поликрату следующее изречение: «Лучше отнять у друга, а потом ему же возвратить, чем не взять у него ничего».
- долопийцы — древнегреческие пираты, которые базировались на острове Скирос со второй половине VI века до н.э. Помимо чужого имущества их особенно интересовал процесс превращения побеждённых ими моряков в рабов, которых они поставляли на невольничьи рынки. А окончился этот бизнес для долопийцев печально: в 476 г. до н.э. сам остров Скирос подвергся нападению афинского флота, и побежденных долопийцев самих продали в рабство.
- киликийские пираты — об их подвигах и об их серебряных монетах пойдет речь.
Эта серебряная монета весом 10.59 грамма — по каталогу Sear 5533 — была отчеканена киликийцами из города Келендерис. Изображенный на аверсе монеты блеющий горный козел (kelades) был символом этого города.
На реверсе монеты изображен обнаженный всадник — это отсылка к соревнованиям по конному спорту в программе Олимпийские игры в Древней Греции. Перед самым финишем всадник должен был соскочить на полном скаку с лошади и финишировать вместе с ней, ведя при этом свою лошадь под уздцы. Упражнение было очень рискованным, но оно соответствовало характере и образу жизни киликийцев.
Была у греков в ходу такая поговорка: "Три худших слова на букву К - каппадокийцы, критяне и киликийцы".
Киликия — это территория на морском побережье нынешней Турции к востоку от Анталии между Аланией и Аданой. В I веке до н.э. здесь, в удаленной от основных дорожных путей местности, где в изобилии имелись защищённые скалами маленькие бухты, проживали люди, основным занятием которых был морской разбой.
С высокого скалистого берега прекрасно просматривалась гладь Средиземного моря: любой корабль, будь то торговое судно или военный корабль, можно было разглядеть издалека — в хорошую погоду виден был даже берег Кипра.
Заметив с высокого берега проходящее судно, обещавшее богатую добычу, киликийцы посылали условные сигналы находящимся в море пиратским кораблям, которые оперативно тут же отправлялись на перехват купеческих судов.
Сигналы могли быть и иного рода: в случая появления на горизонте военных кораблей киликийские пираты тут же укрывались в извилистых шхерах морского побережья и становились невидимыми со стороны моря.
На случай, если военные корабли претендующих на господство во Средиземноморье римлян все-таки обнаруживали место стоянки пиратских кораблей, киликийцы отступали в горы и отсиживались в неприступных горных крепостях.
Жили киликийцы общинами — в общинной казне и накапливались финансовые средства для строительства и ремонта пиратских кораблей.
А какие это были корабли: позолоченные кормовые мачты, пурпурные занавесы, оправленные в серебро вёсла — киликийские пираты не экономили на их внешнем убранстве.
Когда численность их пиратских кораблей превысила 1 000, киликийцы замахнулись на открытое противостояние Риму.
Римляне называли Средиземное море «mare nostrum» — «наше море», и даже флот Карфагена, ведомый великим полководцем Ганнибалом, не смог опровергнуть это утверждение.
А вот киликийские пираты смогли — они стали все чаще разбойничать не только в непосредственной близости от своих берегов, но и начали совершать набеги на города, входящие в состав Римской империи.
Положимся на свидетельство Плутарха: «Попойки с музыкой и песнями на каждом берегу, захват высоких должностных лиц, контрибуции, налагаемые на захваченные города — все это являлось позором для римского владычества».
Город Остия, расположенный в устье реки Тибр , был главной торговой гаванью Древнего Рима: на его складах хранилось зерно, вино и другие товары до их отправки в Рим.
В 68 г. до н.э. киликийцы взяли штурмом Остию, сожгли пришвартованные в гавани римские корабли и что хуже всего — они не стали убираться восвояси, а заблокировали подвоз по морю хлеб из Сицилии и Египта.
В Рим резко выросли цены на хлеб, более того — перед римлянами реально нависла перспектива голода.
Пришлось Римскому государству заняться киликийцами всерьёз.
Великий полководец Гней Помпей, которому была поручено решить проблему киликийских пиратов, не стал гонять римский флот по всему Средиземному морю: он разделил флотилию на 13 частей, блокировал основные пункты базирования пиратов, вынудил их покинуть корабли и перебраться в крепости, ну а вот на суше римским войнам в то время равных не было - брать штурмом крепостные стены им было не привыкать.
Победа осталась за Римом. Казнив несколько сотен главарей, Помпей объявил амнистию остальным пиратам и поселил их подальше от морского побережья, чтобы даже мысли о прежнем занятии не возникло. Но как показало дальнейшая история, периодически такие мысли у киликийцев все-таки появлялись …
А серебряная монета — хороша, да еще отмечена прямоугольным клеймом на теле животного — знак того, что она хранилась в киликийской казне.
Собственных серебряных рудников киликийцы не имели, но для чеканки монеты это и не требовалось— пираты перечеканивали полученное морским разбоем серебро в статиры, и «блеющие горные козлы» переходили из рук в руки на рынках древней Киликии, а также пополняли казну пиратских общин для строительства новых кораблей.
«Пусть пугает грозный ветер, начинается гроза,
Несмотря на все запреты, поднимаем паруса!»
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки, а за репост – отдельное спасибо ! Ну и не болейте !