Найти тему
Всем балет!

За что любили и критиковали балерину Елизавету Гердт как педагога

Оглавление

На канале уже не раз поднималась тема «педагог-ученик» в балете, поскольку такие взаимоотношения отличаются от любых других из-за специфики профессии. Педагог в балете даёт ученику не только знания, но и уверенность/неуверенность в себе, поддержку, учит жизни в искусстве и труде, влияет на мировоззрение, формирует характер.

Балетмейстер Фёдор Лопухов был уверен, что педагог лишь помогает таланту раскрыться и сформироваться: «Как бы ни был мудр педагог, главное заложено все же в артисте, а не в его учителе».

Воспоминаний о педагогах прошлого сохранилось не так много, но те, что имеются, удивляют либо своим чрезмерно позитивным звучанием, либо резкой критикой. Например, это касается педагогического метода Елизаветы Павловны Гердт, о котором ее воспитанницы отзывались по-разному. За что же критиковали и любили Гердт ее прославленные ученицы?

Елизавета Гердт. Класс усовершенствования. Фото: https://soviet-art.ru
Елизавета Гердт. Класс усовершенствования. Фото: https://soviet-art.ru

Путь Елизаветы Гердт в педагогику

Для начала стоит обратиться к периоду, когда начала преподавать Елизавета Гердт, а именно к 1916 году, когда её — солистку Мариинского театра — пригласили преподавать в училище. Елизавете Павловне было тогда 25 лет, и почти весь репертуар лежал на ее плечах. Как артистку критики того времени оценивали Елизавету Гердт положительно.

После Революции новая власть пыталась установить в училище свои порядки и вмешаться во внутреннюю жизнь балетного училища, чем вызвала протест. Среди несогласных была и Елизавета Гердт, написавшая с другими педагогами заявление «о сложении с себя с августа месяца 1918 года обязанностей преподавателя». Этот поступок заставил власть отступить и сохранить автономность школы. В 1928 году Гердт завершила сценическую деятельность и полностью посвятила себя преподаванию в Ленинградском хореографическом училище до 1934 года. В возрасте 43 лет переехала в Москву и стала вести класс усовершенствования в Большом театре, а в 1935 начала преподавать и в Московском училище.

Отсутствие методики

В начале XX века уровень образования в России был намного ниже, чем сейчас, не остался в стороне и балет. Лишь немногие деятели искусства — свидетели того времени — признавали это. Но шли годы, проводились реформы в сфере образования, которые повлекли за собой коренные изменения в устройстве балетных школ.

До появление учебника «Основы классического танца» А. Я. Вагановой в 1934 году и открытия педагогического отделения при Ленинградском балетном техникуме единой системы обучения классическому танцу не существовало. В 1937 в Петербурге открылось еще и балетмейстерское отделение под руководством Ф. В. Лопухова, а руководителем педагогического отделения в Москве стал А. И. Чекрыгин. Эти события стали прорывом в формировании единой методики преподавания балета. В этот период талантливыми ученицами первых выпусков педагогических отделений были созданы учебники классического танца, это были коллективные труды, в написании некоторых участвовала и Елизавета Гердт.

Квалификация педагогов

В конце 30-х годов XX века был поднят вопрос о требованиях к квалификации преподавателей — высшее образовании в области хореографии. Но до 1946 года в России не существовало учебного заведения, которое бы присваивало такую квалификацию. Поэтому были сделаны оговорки, согласно которым к преподаванию допускались лица с неоконченным высшем образованием, но с большим педагогическим и производственным стажем.

Судя по всему, таким исключением стало целое поколение педагогов, в число которых входила и Елизавета Гердт, чей опыт работы на сцене признавался достаточным для ведения педагогической деятельности. По меркам того времени это было совершенно нормально. Информации о том, обучалась ли Елизавета Гердт на педагогическом или балетмейстерском факультете, не найдено.

Немаловажен и тот факт, что в 1930-е не было разделения на педагогов младших и старших классов: один педагог мог учить и первоклассников, и выпускников. Это о многом говорит, поскольку без системы урока для каждого года обучения не каждый педагог мог адаптировать свои знания под нужный возраст воспитанников, иногда комбинации задавались не по возрасту, о чем также свидетельствуют воспоминания выпускников тех лет.

Майя Плисецкая

Балерина Майя Плисецкая — ученица Елизаветы Гердт, и их отношения в школе складывались по-разному. Возможно, именно поэтому Плисецкая поделилась в своей книге мнением о методе Гердт, который балерину не устраивал.

Напомним, что учёба Майи Плисецкой пришлась на 30–40 годы XX века, когда только-только стала зарождаться единая система преподавания, возросли требования к педагогам балета, стали проводиться методические совещания, регулярно обновлялись учебные планы. Неудивительно, что Плисецкая позже нашла систему несовершенной, поскольку как таковой системы еще не существовало. Особенно после классов Вагановой — автора универсальной методики обучения классическому танцу — всё казалось слабоватым.

Елизавета Гердт на репетиции с Майей Плисецкой. Фото: https://diletant.media
Елизавета Гердт на репетиции с Майей Плисецкой. Фото: https://diletant.media

В первые годы Плисецкая училась у Е. И. Долинской, спустя три года оказалась в классе Е. П. Гердт. Суламифь Мессерер — тётя Плисецкой — вспоминала, что у Майи и Елизаветы Павловны был конфликт, поскольку ученица не всегда слушала педагога. Девочка была талантлива, поэтому многое давалось ей легче, чем одноклассникам. Бывало, что Плисецкая осваивала движение раньше всех в классе и позволяла себе расслабиться и дерзить Гердт, чтобы та исправляла ошибки других, а не Майи. Можно сделать вывод, что Гердт требовала от всех одинаково, но общий уровень был средним, и некоторые ученицы, возможно, чувствовали, что педагог не может угадать потенциал каждой.

Спустя много лет Плисецкая сформулировала основные недостатки метода Гердт. Балерина критиковала Елизавету Павловну за отсутствие «профессионального ясновидения», неумение делать замечания со существу, добиваться исправления ошибок. Даже если Гердт видела ошибку, по наблюдению Майи Плисецкой, не могла подсказать точный способ исправления.

Екатерина Максимова

Выдающаяся балерина Екатерина Максимова выпустилась в 1958 году по классу Елизаветы Гердт и стала одной из последних её учениц. Воспоминания Екатерины Сергеевны были впервые изданы в начале 2000-х, и в книге балерина вспоминает своего педагога с большим теплом: «Ни одного педагога я не любила так, как Елизавету Павловну, думаю, и она относилась ко мне по-особому». Максимова писала, что Гердт дала ей школу, танцевальность, осмысленность движений.

Екатерина Максимова на репетиции балета "Жизель", 1966 год. © Владислав Микоша, russiainphoto.ru
Екатерина Максимова на репетиции балета "Жизель", 1966 год. © Владислав Микоша, russiainphoto.ru

Здесь же балерина вспоминала, что учёба не обходилась без ссор с Елизаветой Павловной из-за капризов ученицы. Максимова подмечала мягкость и кротость своего педагога, что, возможно, объясняло непослушание и нежелание выполнять требования Елизаветы Павловны. Схожие столкновения были у Гердт и с Плисецкой. Это можно воспринимать как детские проказы, но ученицы чувствовали, что могут проявлять характер на уроках Елизаветы Павловны, знали, что могут ослушаться, а это о многом говорит.

Стоит отметить, что Екатерина Максимова общалась со своим педагогом не только на уроках, она бывала у Гердт дома. Это были те самые взаимоотношения, в которых есть место только добру и благодарности, но не описанию метода.

Талант пробьётся сам?

Жаль, что сохранилось очень мало воспоминаний учениц Елизаветы Гердт. Но мнения выдающихся воспитанниц разнятся, и это объяснимо. Далеко не все педагоги и ученики могут выстроить гармоничные взаимоотношения. Те, у кого это получилось, разумеется, не будут критиковать своего педагога, выявлять недостатки метода, и это совершенно нормально: они искренне любили своего учителя. А те, чьи отношения были исключительно деловыми, могут позволить быть отстраненными и не стесняться критики.

Ученицами были подмечены культура и достоинство Елизаветы Павловны, образованность, интерес к искусству, кротость и мягкость характера, и нигде нет ни слова о строгости, требовательности, которые так необходимы в обучении балету. Получается, что успехи учениц зависели напрямую от них самих, а не от умения педагога заставить их работать. Можно предположить, что любимыми ученицы Елизаветы Гердт становились благодаря схожести характеров. Но «семейные» отношения невозможно выстроить с каждой ученицей, вероятно, потому мнения так отличаются.

После выпуска некоторые ученицы продолжили репетировать с Елизаветой Гердт уже в театре, но длилось это недолго. Некоторые исследователи сравнивают с предательством переход учениц к другим педагогам, как бы говоря, что новые педагоги прославились благодаря ученикам, которых воспитала Елизавета Павловна.

Екатерина Максимова вскоре начала репетировать с Галиной Улановой. © Владислав Микоша, russiainphoto.ru
Екатерина Максимова вскоре начала репетировать с Галиной Улановой. © Владислав Микоша, russiainphoto.ru

Но едва ли такое сравнение уместно, поскольку дороги людей расходятся, особенно если речь идет о карьере. Можно предположить, что ученицы взрослели, набирались опыта в театре и понимали, что нужно двигаться дальше, расти профессионально, с чем и связан переход к другим педагогам. Почему они не могли расти с Гердт? Остаётся только догадываться, но менялось время, менялась эстетика балета, ужесточались требования к технике, и возможно, ученицы хотели идти в ногу со временем, что было невозможно с Елизаветой Павловной.