Который раз удивляюсь способности Ивана Алексеевича Бунина коротким рассказом довести читателя до слез, окунуть в крайнее отчаяние, тоску и обреченность. Вот как в рассказе "Федосевна", где столько беспросветного и безнадежного, что после прочтения в душе еще долго щемит от тоскливого чувства.
Суровая жизнь глазами маленькой девочки
В его рассказе "Танька" повествуется о жизни крестьянской семьи: Марьи с Корнеем и их детей Таньки и Васьки. Действие происходит как раз во времена после отмены крепостного права. Малолетняя дочка просыпается утром на стынущей печи, пододвигается ближе к теплой ее стороне, одновременно придвигая и кроху брата, а потом снова дремлет.
В доме ночевал странник, который скитается из деревни в деревню, ночует, когда в чьей-то избе, а когда под ракитовым кустом. Под лавкой слышно селезня, наверное остался последний, а в углу спал теленок. Коровы нет, ее продали, продали и лошадь. Танька хорошо помнит тот день, когда покупатели за лошадью пришли, долго торговались, зубы смотрели, били ее в бок и всячески старались цену снизить. Корней не хотел уступать дешево, но выбора у него не было, семью кормить надо было. Хотя, продажа лошади и коровы положение не исправили, только оттянули неизбежное.
Бунин - мастер передачи картинок из быта простого народа
Как мне нравится язык крестьян, который Бунин передает в диалогах. Такой смачный, емкий, насыщенный. К примеру, когда Корней говорит покупателям ("анчихристам" - как про них думает Танька, наверняка у взрослых подслушавшая), что лошадь не старая, то один из мужиков его спрашивает в ответ:
"Твой дед не ездил венчаться на ней?"
А Корней, видя, что его грабят и выхода не оставляют, говорит в ответ:
"Ты без креста, дядя!"
Когда я читаю эти диалоги, то ощущаю себя на крестьянском подворье, прямым свидетелем разворачивающейся сцены с продажей лошади.
Были в этой семье и счастливые времена
А тем временем Танька вспоминает и хорошие времена, когда в доме был достаток. С тех пор мать переменилась. Если раньше зимой она ее ругала за то, что та на пруд с мальчишками кататься на льду бегала. Сажала дочку на печь, давала ломоть ароматного хлеба и миску рассыпчатой картошки. То теперь на просьбу дать картошки мать ее одевала и провожала поиграть на пруд.
И если раньше им, детям разрешали ложиться спать поздно, они дрались на печи за место с братом, а потом спускались к столу хлебать щи, закусывая сальцем, картошкой и огурцами, а потом с набитым брюшком опять на печь лезли и сытых их морил сон. теперь, когда они вечером плакали от голода и просили хоть "капуски" мать прикрикивала на них и говорила, чтоб сейчас же ложились спать, а то глаза их повыкалывает и слепым в сумку отдаст.
В то утро Марья жаловалась на голодную жизнь страннику и голосила. Проснулась Танька и решила, что сама тихонько на пруд уйдет, не будет ждать, чтобы ее просили. Ей стало жалко мать, которая жаловалась чужаку на то, что муж должен уходить на долго из дому в поисках работы, а ее нет нигде, что детей кормить нечем, что сложно их голодный плач по ночам выносить.
Счастливая случайность
В этот же день барин из города с работником возвращался на санях. Жил он в деревне уже давно, один и слыл человеком замкнутым и скупым. Работник потерял кнут в дороге и был вынужден барину признаться, так тот его обратно послал кнут искать. Только потому, когда барин один, без работника доехал до пруда, где мальчишки катались на горке, а Танька стояла в сторонке, грела во рту посиневшую ручку, что-то в его душе шевельнулось и он зазвал ее к себе в сани.
Она не смогла увернуться и сбежать, а барин привез ее к себе в усадьбу, поил чаем, который она пила тщательно дуя в блюдце, дал ей сахару, который она припасла не для брата, а чтобы матери дать, когда та опять заголосит, голубой поясок подарил, который та "встащила под самые мышки" и находила это очень красивым. Барин водил Таньку по большому дому, показывал ей комнаты, заводил часы. А под конец ее сон сморил и снилось, что мать поет песни, как раньше бывало по вечерам.
Интересно, оттаяло ли сердце скупого барина, когда он увидел малолетнего ребенка, который был обречен умереть голодной смертью этой зимой? Помог ли он хоть как-нибудь крестьянам, которые в деревнях также сидели в своих стылых избах без куска хлеба, без работы, без надежды на будущее?
Читала где-то анализ этого рассказа и там, автор говорит, что помещик своими действиями осчастливил хоть одного ребенка. Но осчастливил ли? Да, сегодня Танька уснула не голодная и даже вполне счастливая, но что ждет ее завтра? Вернется домой, к матери и брату, сумеет ли отец заработать где хоть краюху хлеба, выпросит ли мать во всей деревне, хоть картошку на пропитание детям?