Найти в Дзене

Опасная живопись, меры предосторожности, как художнику не отравиться рисуя картины

Оглавление

Всем привет! Насколько реально опасны некоторые масляные, акварельные и акриловые краски, а также сопутствующие художественные материалы? Как художнику позаботиться о своей безопасности и не получать дозы ядовитых веществ, содержащихся в некоторых видах красок? С какими конкретно красками стоит соблюдать особые меры предосторожности. Какие растворители наименее токсичны? Сегодня хотел бы поговорить с вами на тему химической безопасности в творчестве.

Нью-Йорк, Нью-Йорк, холст, масло, 2021 г, фото автора
Нью-Йорк, Нью-Йорк, холст, масло, 2021 г, фото автора

Так как этому вопросу большинство живописцев практически не придают никакого значения, не так много информации в сети, я сам для себя решил разобраться. Давайте также в комментариях обсудим данный вопрос. Мне очень интересно узнать ваш опыт и ваше мнение.

Мой студенческий опыт обращения с вредными художественными материалами

В художественном училище примерно со второго или третьего курса мы начинали писать маслом. Никто особо технику масляной живописи нам не объяснял. Просто всему учились на практике. Тем более технику химической безопасности. Финансов у студентов особо не было. Писали тем, что могли найти. В качестве растворителей использовали все что угодно, начиная от уайт-спирита и керосина и заканчивая суровыми строительными растворителями, например писали на растворителе №646. Надо ли говорить, что "аромат" в аудиториях стоял тот еще! После живописи сильно болела голова, а если в закрытом помещении применялся 646 растворитель, то могло и подташнивать, слезились глаза. На тот момент у меня и мыслей не возникало, что живопись может быть опасна для художника. Про опасность пигментов вообще никто и не догадывался. Студенты могли шутки ради и краску съесть. В голове ума то не было. Сам я правда такого не делал, но видел как другие прикалывались таким образом.

Через несколько лет у меня начались бронхиты, которые вполне могли быть связаны с применением токсичных растворителей в замкнутом пространстве. Вдыхать пары тех веществ было не лучшей идеей. После этого я уже задумался о мерах предосторожности в живописи

В начале я хотел бы поговорить о токсичных художественных пигментах. Мы часто не задумываемся об этом во время живописи. Во время творческого процесса мы начинаем буквально откладывать кисти и начинаем писать пальцами или ладонью по холсту, убирать часть краски не тряпкой или салфеткой с холста, а просто рукой. Некоторые даже облизывают кисть с краской во время живописи. Это очень опасно! Без соблюдения мер безопасности вполне можно получить отравление токсичным пигментом.

Опасные и токсичные пигменты в красках

В масляных, акриловых, темперных и даже в акварельных художественных красках, а также в пастели могут быть использованы опасные пигменты. Особенно токсичны сухие, сыпучие пигменты. Давайте кратко рассмотрим их основные составляющие вещества.

Высокотоксичные

1. Кадмий. Достаточно часто в художественной практике применяются краски с содержанием металлов кадмия-кадмий желтый, кадмий оранжевый, кадмий красный. Это большая линейка теплых, желтых и красных цветов. Кадмии обладают хорошей укрывистостью и светостойкостью, но в то же время очень токсичны. Опаснее всего мел или пастель, содержащие кадмий, так как при их использовании может образовываться пыль, которую легко вдохнуть в легкие. Кадмий может накапливаться в почках, печени, костях и щитовидной железе. Практически не выводиться из организма.

2. Кобальт. Соли кобальта используются в производстве синей краски. Токсичность кобальта связывают с инактивацией тиоловых групп (например, липоевой кислоты) в тканях. Так же как и кадмий могут накапливаться в организме. Может воздействовать на легкие, щитовидную железу, нервную систему.

3. Свинец. Этот тяжелый металл используется при производстве белил. До 20 века свинцовые белила были весьма распространены в творчестве художников. Так как они обладают отличными живописными свойствами. Однако с приходом понимания того, что свинец очень токсичен, практически вышли из употребления. Отравление свинцом может привести к повреждению головного мозга. Также свинец накапливается в костях, почках и печени.

4. Сульфид ртути. Используется при производстве киновари. Это краска красного цвета.

Среднетоксичные

5. Хром. Данный металл используется в основном при производстве зеленых красок. Окись хрома, изумрудная зеленая и хромовая зелень. Хром также токсичен и может вызывать ряд заболеваний внутренних органов.

6. Марганец. Используется при производстве марганцевой голубой.

7. Окись цинка. Используется в производстве цинковых белил.

Это лишь небольшая часть веществ, применяющихся в процессе производства художественных красок. Здесь я постарался обозначить основные из них. Так как существуют еще десятки разнообразных опасных и среднеопасных пигментов.

Надо сказать, что данные токсичные вещества встречаются не только в масляной живописи. Они также применяются и в темпере и в акриле и в казалось бы безобидной акварели. Также довольно опасна может быть пастель. Так как может переходить в сыпучую форму и вдыхаться в легкие. В любом случае нужно быть внимательным и аккуратным в вопросе безопасности

Опасность растворителей в масляной живописи

Опасности подстерегают художника не только в работе с красками, но и как я уже писал выше при использовании растворителей. Любой, даже самый очищенный и не имеющий запаха растворитель созданный из продуктов нефтехимии токсичен. Когда мы пишем картину, растворитель испаряется с холста и его пары попадают в воздух.

Используйте в живописи только те растворители, что продаются в художественных магазинах. Лучше всего растворители без запаха с максимальной степенью очистки. На своем опыте я понял, что керосин для живописи это не лучший вариант!

Самый экологически чистый растворитель это конечно же масло. В масляной живописи обычно используют льняное или сафлоровое.

Меры безопасности в живописи при работе с красками

1. Изучите состав красок. Часто в них используют искусственные пигменты, имитацию. На английской языке в таком случае есть указание на тюбике - hue. У российских производителей должно быть указано, что пигмент является имитацией. Имитация не обладает токсичностью оригинальных пигментов.

2. Ни в коем случае не следует облизывать кисти с краской. И тем более есть их. Это может привести к отравлению.

3. Нужно быть крайне осторожным при работе с красками, содержащими токсичные пигменты если у вас есть раны, ссадины на руках. Также, некоторые вещества, в частности свинец, могут проникать в организм через кожу, не стоит рисовать пальцами и вообще нужно уменьшить контакт кожи с краской. В идеале всегда во время занятия живописью надевать латексные перчатки. Если нет возможности использовать перчатки, следует тщательно и часто мыть руки.

4. При работе с сыпучими пигментами, а также мелом и пастелью, содержащими токсичные пигменты необходимо использовать респиратор.

5. Следует хорошо проветривать помещение, в котором вы занимаетесь живописью.

Целью данной статьи не было в принципе отговорить от занятий живописью или испугать читателей. Мне лишь хотелось поговорить о некоторых важных моментах, касающихся безопасности. А также дать советы по работе с на самом деле не совсем безобидными художественными красками

Спасибо, что дочитали до конца! Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, здесь будет ещё много всего интересного. Всем творческих успехов!