Всем привет, дорогие друзья. Рад вас видеть! Слышали ли вы когда-нибудь про видеокарту, о которой пойдет речь в сегодняшней статье? Если нет, то стоит накинуть вам пару фактов про нее:
- У нее необычная система охлаждения, которая имеет не только странный дизайн, но и весьма странную конструкцию, из-за чего эти видеокарты ловили Мурка только в путь;
- Помимо этого, в данной видеокарте использовался чип от Quadro, а их самих было выпущено 50000 штук, из которых только 20000 попали на рынок как видеокарты (30000 были отданы в руки OEM-сборщиков);
- На момент начала 2003 года, эта видеокарта была самым быстрым графическим ускорителем, но имела лишь 128-битную шину с 500-МГц памятью;
- Это первая видеокарта Nvidia на 130-нм техпроцессе, и наконец:
Вот о такой интересной видеокарте пойдет сегодня речь. Заварите чаю, если до сих пор этого не сделали :).
Не забудь подписаться на ютуб-канал, там только что вышло видео с майонезом вместо термопасты!
Давайте сделаем красиво
Начнем с того, что Nvidia долго не могли "родить" данную видеокарту. После не особо успешного 4-го поколения, было решено производить новые чипы по новому, 130-нм техпроцессу.
Изначально, как вы знаете, проектируется только один чип в семействе - самый старший, где во время отбраковки появляются "младшие" версии. Так что FX5800 Ultra несла в себе вполне четкое предназначение: стать первой видеокартой, которая послужит базой для остальных ускорителей.
Архитектура Rankline, как и ожидалось, оказалась прорывной на свое время, хотя и весьма сырой. Из хорошего - чипы перевели на новый техпроцесс, поработали над архитектурой, с упором на скорость текстурирования, качество сглаживания и анизотропной фильтрации.
Вот только про огромную ПСП памяти забыли, а ведь она критична, если речь идет о, скажем, 8X MSAA. Поэтому нередко можно было наблюдать вот такую картину:
В целом, 5-е поколение стало "прелюдией" к 6-му, уже гораздо более удачному поколению "зеленых" видеокарт. Теперь - о главной особенности конкретно 5800 Ultra.
Привет, Мурк!
Да, то, что я написал в заголовке - это сущая правда. GeForce 5800 Ultra, как вы уже могли видеть, имеет весьма необычную систему охлаждения: красивую, шумную и спроектированную через жо... Простите, через не самое лицеприятное место.
В глаза бросается довольно крупный (по тем временам) вентилятор-турбина, который очень сильно шумел. Забавно, что это первая видеокарта, которая имела режим работы системы охлаждения: в 2D приложениях она становилась заметно тише, но как только видеокарта запускала 3D - шум увеличивался в несколько раз.
Обратите внимание на кожух видеокарты:
Ничего странного не замечаете? Через одно отверстие у нас входит горячий воздух, а из отверстия рядом забирается холодный... Думали инженеры, когда это проектировали. В результате часть горячего воздуха всасывалась обратно в систему охлаждения, и это первый звоночек.
А помните я говорил, что 6-я серия жи-форсов была дико отвальной? Так вот, в этой серии использовался тот же припой и компаунд, что и на пятой серии. То есть, имея все предпосылки к произвольному отвалу чипа, GeForce 5800 Ultra еще и работала в жестком температурном режиме.
Итог закономерный: большая часть видеокарт была отвалена. Часть, быть может, отремонтирована, часть - просто выброшена. Так или иначе, за рабочий экземпляр такой видеокарты на Ebay запросят 3000 долларов в среднем - это цена топового игрового ноутбука с самым современным железом.
На сегодняшний день, конечно, видеокарта совсем не актуальна и может служить разве что ради коллекции.
Если интересны обзоры на интересную технику - подпишись на "Купи с умом", где каждый день выходит что-нибудь интересное. До скорого!
Не забудь подписаться на канал, а также на соцсети - ютуб, группу ВК и телегу, которую я хочу возродить (скоро).
Читайте также: