Изучаем чехословацкий полугусеничный бронетранспортер, часто имитирующий немецкий Sd.Kfz.251 («Ганомаг») времен Второй мировой войны.
Осмотр бронетанковой коллекции киностудии «Военфильм» (подробный репортаж выложен здесь) наглядно показал, на какие ухищрения приходится идти современным реставраторам, чтобы в фильмах или на военно-исторических реконструкциях демонстрировать немецкую технику периода Второй мировой на ходу. Одни машины собирают буквально по кускам, другие строят полностью с нуля. Но иногда на руку мастерам и коллекционерам армейской старины играет случай.
В 50-е годы прошлого века в послевоенной, вновь независимой Чехословакии встал вопрос: на чем возить моторизованную пехоту? Своих разработок пока не имелось, а братский Советский Союз тогда активно насыщал бронетранспортерами собственные войска – не до союзников было. Выручило наследие вермахта, а именно – хорошо знакомый местным машиностроительным предприятиям и инженерам средний полугусеничный БТР Sd.Kfz.251 германской фирмы Hanomag.
В 1958 году чехи запустили в серийное производство OT-810 – глубоко модернизированный вариант немецкой машины. До 1962-го (1963-го по другим данным) выпустили около 1500 единиц, то есть на порядок меньше, чем Sd.Kfz.251. Только последние нещадно горели в огне Второй мировой, а OT-810 спокойно служили до середины 80-х. Причем затем распродажа списанных бронетранспортеров со складов продолжалась чуть ли не до 1995 года.
Вот почему львиная доля мелькающих в кино и на тематических мероприятиях «Ганомагов» – на самом деле замаскированные под них чехословацкие OT-810. Внешне эти полугусеничные бронетранспортеры и правда очень похожи. Хотя и различий хватает, надо только внимательнее присмотреться.
Так, например, OT-810 снабдили складной бронекрышей, повысившей защиту экипажа от непогоды, осколков, брошенных с верхних этажей зданий гранат и бутылок с зажигательной смесью. Часть чехословацких БТРов получила даже фильтровентиляционные установки для нейтрализации ядовитых веществ оружия массового поражения. В открытом положении створки стального верха хорошо заметны на боковинах корпуса.
При этом над механиком-водителем и командиром оставили неподвижный бронекозырек. Люк с турелью полагался только начальнику, который сидел справа по ходу движения.
Компоновкой отделения управления OT-810 в целом повторяет Sd.Kfz.251. Обратите внимание на руль с сильным обратным наклоном и частокол рычагов на центральном тоннеле. Для маневрирования достаточно повернуть «баранку»: на определенном угле хитрый гидравлический механизм сам затянет фрикцион соответствующей гусеницы. Однако это можно сделать и вручную – рычагом, тогда бронетранспортер зайдет в вираж резче.
По правому борту разместили автономную «печку», которая гнала теплый воздух в том числе к передним триплексам, улучшая обзор во влажную и холодную погоду. Полагались ОТ-810 и «дворники» с ручным приводом.
Десант (OT-810 вмещал пехотное отделение в десять солдат, не считая экипажа) рассаживали по продольным лавкам в задней части корпуса – с этой машины сиденья демонтировали. Однако двум бойцам выделены кресла сразу за командиром и механиком-водителем. Важный нюанс – по обоим бортам видны амбразуры для ведения огня из личного оружия. Таких приспособлений у Sd.Kfz.251 не было.
Равно как не имела оригинальная немецкая машина и бойницы в правой створке задней двери.
Еще одно радикальное отличие OT-810 частично скрыто от посторонних глаз. Чехословаки заменили родной для Sd.Kfz.251 бензиновый рядный шестицилиндровый «Майбах» (100 л.с.) на более мощный, тяговитый и экономичный дизель Tatra V8 воздушного охлаждения (130 л.с.). Снаружи это заметно лишь по мелочам вроде формы крыльев, конфигурации и расположению глушителей.
Гусеницы OT-810 лишились резиновых башмаков, зато получили взамен развитые грунтозацепы.
Балка переднего моста бронетранспортера подвешена на поперечной рессоре и снабжена гидравлическими рычажными амортизаторами для более эффективного гашения колебаний. Шины – пулестойкие.
А еще бронекорпус OT-810 выполняли цельносварным из листов толщиной 8-15 мм – без клепки и болтовых соединений, которые встречались на оригинальной немецкой машине.