100 лет назад погиб “герой” Гражданской войны Александр Пархоменко. Но мы сейчас не о реальном крайне неоднозначном человек поговорим, а о его киновоплощении. К образу Пархоменко советские режиссеры стали активно обращаться в начале 40-х. Нужны были примеры патриотизма и верности партии, вот и пригодился.
Мы подробно разберем героическую драму 1942 года, которая так и названа “Александр Пархоменко”. Но вообще знаменитого большевика можно увидеть еще в двух лентах того времени. Впрочем, тогда такая возможность была далеко не у всех. Например, картину “Первая конная” (1941 год) в прокат так и не выпустили. А из двухсерийной “Обороны Царицына” (1942) показали только первую серию. И я не могу вспомнить, появляется Пархоменко сразу или во второй части. Но любопытно, что Александр Хвыля - исполнитель заглавной роли в разбираемом фильме - снялся также в “Обороне Царицына”, но там он был Буденным.
Это совместное производство Киевской и Ташкентской киностудий. Но очевидно, что на Украине в то время могли снимать только немцы. Так что и Донбасс, и Царицын, и Москву, видимо, показывали в Средней Азии.
Вообще типичная картина для той эпохи. Это искусство называли соцреализмом, но вообще это соцклассицизм. То есть минимум реализма. Главный герой похож на Чапаева в изображении Бориса Бабочкина, хотя и портретное сходство с прототипом сохраняется. Обязательно должен был присутствовать Сталин (его уже не первый раз в карьере сыграл Семен Гольдштаб - похоже, антисемита Джугашвили этот кастинг не напрягал).
Есть предатель - в советском кино очень востребованный персонаж. Разумеется, коммунист-ренегат Быков должен быть связан с одним из главных злодеев, упоминаемых партийной пропагандой:
“- Я назначен Троцким. Кто же меня снимет?
- Ленин”.
Вообще на Троцкого было очень удобно валить все подряд. Разумеется, сильны параллели со временем создания картины. Это ни в коем случае не историческое кино о событиях 20-летней давности. Нет, немцы уже заняли Украину. Что-то похожее было в 1918 году. Художественных достоинств и новаторства тоже искать не стоит. Хотя можно отметить, что для “Александра Пархоменко” писал песни Евгений Долматовский на музыку Никиты Богословского. Например, именно здесь впервые прозвучал всем известный шлягер, начинающийся словами “Ты ждешь, Лизавета, от друга привета”.
Читайте также: Образ Сталина в "Обороне Царицына"