Все начиналось с очень большой помпезностью: пароход с Российской сборной, направляющийся на Олимпиаду, даже догнала яхта императора, и Николай II с детьми лично пожелал спортсменам успехов.
А закончилось все настолько грандиозным провалом, что о нем не любят вспоминать даже в наши дни, поэтому подробности участия сборной Российской империи в Олимпиаде 1912 года мало известны до сих пор.
Что же произошло?
Возобновленное в 1896 году Олимпийское движение начинало все больше набирать обороты, и царское правительство, ранее игнорировавшее это спортивное мероприятие, в 1912 решило, что участие России в пятых Олимпийских играх в Стокгольме будет вполне целесообразным.
В 1912 году ожидалось столетие победы над Наполеоном, а в 1913 году 300-летний юбилей Дома Романовых, и вероятные спортивные победы Российской сборной в Стокгольме пришлись бы очень кстати к этим круглым датам.
Однако пикантности (и, прямо скажем странности) этой ситуации добавляет то, что Финляндии (в то время бывшей частью России) разрешили выступать отдельной независимой командой от Российской империи.
Такое решение не могло не быть согласовано с Николаем II, подробности это согласования мне неизвестны, но вероятно царь решил, что великороссы (в очередной раз) одержат убедительную победу, а строптивые финны будут публично посрамлены.
В реальности же все вышло ровно наоборот: Российская сборная заняла в Стокгольме только 16 место, что (учитывая масштабы и мощь империи) можно считать обидным и сокрушительным поражением. В то же время маленькая Финляндия заняла вполне почетное четвертое место (1-е место США, 2-е Швеция, 3-е Великобритания).
Наиболее тяжелое (с моральной точки зрения ) поражение сборная Российской империи потерпела в футболе: в 1/4 финала со счётом 2:1 она проиграла сборной Финляндии, а в так называемом "утешительном" турнире Россия проиграла сборной Германии со счётом 0:16 (самое крупное поражение Российского футбола за всю его историю).
Победы Российских спортсменов вообще были очень скромными - не было ни одного золота и всего несколько серебряных медалей. Если сложить все медали Российской и Финской сборных (у которой были свои золотые медали), то единая сборная империи в общем командном зачете так и осталась бы на четвертом "финском" месте.
Как же так вышло? Финский Олимпийский комитет уделил большое внимание предварительной спортивной подготовке. Местные меценаты щедро спонсировали спортивные общества Финляндии, которые не только изучали, но и пытались перенимать и адаптировать современный (на тот момент) опыт в Олимпийских видах спорта, что в целом дало хороший результат для сборной.
В Российском же Олимпийском комитете царили самые настоящие "шапко-закидательные" настроения, вот фрагмент из его обращения к спортивным обществам Российской империи:
"Российские любители (...)- нередко одерживали победы над знаменитостями в России и за рубежом, позволяют быть уверенными, что при правильной организации Россия может показать себя на Олимпийских играх с лучшей стороны".
Сборная Российской империи была многочисленной и состояла из 178 человек, в ее состав было включено много кадровых военных (некоторые из них завоевали серебряные медали). Но к предолимпийской спортивной подготовке в целом отнеслись спустя рукава - считалось, что наши атлеты и военные и без нее смогут представить страну в лучшем виде.
Кроме того, некоторые российские спортсмены вообще не смогли выступить в своих категориях, потому что, как оказалось на месте (!) их статус не был заранее согласован с международным Олимпийским комитетом (они являлись преподавателями своих видов спорта в учебных заведениях России, получали за это деньги, и не могли считаться любителями).
В подобных условиях гораздо большее внимание уделили внешнему престижу: сборную России отправили в Стокгольм на комфортабельном теплоходе "Бирма" (он ранее совершал регулярные рейсы в Нью-Йорк) в каютах первого класса, в каждой из которых размещались по два спортсмена. К услугам пассажиров были ванные комнаты, читальня, курительная комната, телефон, почтовое отделение и роскошно оформленная столовая.
Исключительно эффектно был организован торжественный выход Русской сборной на открытии Олимпиады, как писал участник мероприятия тяжелоатлет Л. Чаплинский: "Русский парад по атлетическому виду и мускулатуре участников был, безусловно, лучше всех. Один наш знаменосец чего стоил! Высокий, стройный, с феноменально развитой мускулатурой и удивительно красивым лицом(...)".
Олимпийский комитет России заказал у придворного ювелира Карла Фаберже огромную, украшенную бриллиантами братину в виде ладьи викингов из позолоченного серебра (она должна была служить переходящим призом для команд и игроков завоевавших золотые медали) и т.п.
Не взирая на весь этот внешний лоск, обидное и неудачное выступление Российских спортсменов было негативно воспринято в обществе, а известный писатель Александр Куприн даже назвал его "Спортивной Цусимой".
В защиту царского правительства (или самого Николая II) можно сказать, что они быстро сделали правильные выводы: в России началась широкая популяризация спорта, были проведены две внутренних Олимпиады в 1913 (в Киеве) и в 1914 году (в Риге), которые показали значительное повышение мастерства спортсменов.
К несостоявшимся в 1916 году играм Российская империя должна была подойти гораздо более подготовленной, но тут уже вмешались обстоятельства совсем иного плана.