Моей дочери 19 лет, она студентка, перешла на третий курс. Год назад уехала из родного городка в Питер, к мужу. За это время сменила несколько работ. Некоторое время назад устроилась в службу доставки "Сбермаркета". На днях рассказала мне, как это было и почему повторять этот опыт ей не хочется.
(Все, что написано ниже - исключительно субъективное мнение и следствие наблюдений. О том, как Саша работала в сетевом цветочном в Питере можно прочитать ТУТ)
За свой счет
- Проверяя сайты о трудоустройстве, я обнаружила, что требуются сборщики заказов в доставку Сбермаркет. Я подала заявку, и буквально через день мне позвонили, рассказали об условиях работы. Звучало многообещающе: график два на два с восьми утра до восьми вечера, в день зарплата около 2700 рублей, в месяц должно получаться больше 35 тысяч. Я согласилась. Меня пригласили на первый стажировочный день в магазин сети «Лента», где базируется один из филиалов «Сбермаркета». Встретила менеджер: ввела в курс дела, рассказала, как надо работать, установила мне на телефон приложение, постажировала и отправила получать медкнижку. Когда документ был у меня на руках – можно было начинать.
Расскажу, в чем заключались наши обязанности. В приложении, которое мне установили, есть список заказов. Выбираешь ближайший свободный, смотришь, какие в нем позиции, после чего идешь в «Ленту» собирать продукты в корзину. При этом нужно соблюдать товарное соседство, отслеживать сроки годности, находить подходящие замены, если чего-то нет, звонить клиенту.
Вообще, на случай, если какого-то продукта не окажется, клиент может оставить пометку в приложении, чтобы мы отменяли этот пункт либо заменяли его самостоятельно. Но эти установки мы никогда не соблюдали – руководство требовало дозваниваться до каждого, потому что некоторые клиенты ставят галочку в приложении «от балды». Из-за этого многие реагировали на нас, как на дурачков: «Я же указал, выбирайте сами, чего названиваете?» Тут, кстати, обнаружился первый подвох. Оказалось, что звонки мы должны делать за свой счет – никаких корпоративных симок Сбермаркет нам не предоставил. Пришлось поменять тариф – слишком дорого стала обходиться эта работа с бесконечными звонками.
Пауки в банке
- В Сбермаркете, как и на предыдущих работах, постоянно была текучка кадров. Все время приходили какие-то новички, их стажировали, обучали… И атмосфера в коллективе на этом фоне ощущалась, как крайне недружелюбная. Как-то раз к нам пришел работать парень – по характеру он был немного не от мира всего. И все – начиная от коллег, заканчивая начальством, реагировали на него крайне негативно – разговаривали через губу, за спиной перешептывались, глаза закатывали. Наблюдать за этим было неприятно – как можно так относиться к человеку?
Хотя, что удивляться – многие у нас вели себя как крысы: стучали друг на друга, постоянно шла какая-то ругачка в рабочих беседах, друг на друга лили грязь. Не было сплочённости в коллективе, люди вели себя как пауки в банке. Причём, руководство совершенно не смущала такая ситуация. Только время от времени начальство писало, мол, давайте это прекращать, но изначально запрета на разборки не существовало, вмешивались, только когда все заходило слишком далеко. Похоже, руководству никто не объяснил, что здоровая конкуренция выглядит иначе.
Битва за заказы
- К слову, на работу нас всех устраивали, как самозанятых. Думаю, это делают для того, чтобы максимально избавиться от ответственности по отношению к сотрудникам. Ведь, что ни случись – мы и налоги платим сами, и отношение к «Сбермаркету» имеем минимальное. Очень удобная позиция.
Практически сразу стало понятно: обещания «2700 рублей в день» - просто обещания. На самом же деле, сумма выплат формируется от позиций в заказе, который ты взял. Одна позиция стоит 10 рублей. Если человек прислал список из семи наименований – ты получаешь 70 рублей. Если из 50-ти – 500. Причем, позицией считается именно наименование товара, а не его количество. Поэтому было особенно «приятно», когда попадался заказ, например, на пару десятков пятилитровых бутылей с водой: вроде центнер перетаскал, а получил за это червонец.
Такая неравномерность вызывает в коллективе сильное соперничество – каждый старается урвать себе заказ с максимальным количеством позиций. Некоторые так поднавтырялись мухлевать, что ухитрялись забирать себе все лучшее, подставляя менее расторопных – тем доставалась всякая мелочь.
Я уже упомянула о весе корзин – на этом стоит остановиться отдельно. Сотрудник Сбермаркета выполняет не только функции сбора/формирования/общения с клиентом – мы были еще и грузчиками. Притолкал корзину килограммов 75 весом, потом все нужно загрузить в бокс и поднять его. За день так натягаешься, что уже ни в какую тренажерку не надо. А ведь изначально никто не предупредил, что работа будет тяжелой физически, с подъемом грузов.
Возвращаясь к денежному вопросу – с этими десятирублевыми позициями за день у меня набегало 1700 – максимум 2000 рублей. Выше получалось только у тех, кто, наплевав на коллег, перехватывал большие заказы.
Двойка за курьера
- А вот обеденного часа у нас не было в принципе. То есть, теоретически ты можешь поесть, но для этого даже банальной лавочки нет – руководство не позаботилось о своих сотрудниках. Отдохнуть и поесть можно было, опять же, только в туалете. Или на парковке. Беда в том, что там порой было достаточно холодно, а еще нас ругали, если мы в форме приходили туда с едой – мол, позорим коллектив.
После дня, проведенного на ногах, дома просто падала без сил. Хорошо, что я молодая и здоровая. Уверена - человеку в возрасте такая работа противопоказана.
Еще один интересный момент – оценки качества исполнения заказа. Клиент может отметить баллы за доставку прямо в приложении. Причём, оценки ставят объединенные – курьеру, и сборщику. То есть, если курьер опоздал и ему поставили двойку – эта двойка прилетит и тебе. А вместе с ней и наказание. Ну и в целом, всё в Сбермаркете так устроено, что неважно, по чьей вине произошел фэйл – отвечать за него всё равно тебе. У меня был случай – женщина заказала мороженые креветки. Мы их доставили, а спустя неделю за этот заказ приходит оценка – единица, и отзыв: «Выбрали очень дорогой продукт – креветки, так обидно – они все испорченные». Понятное дело, виноватой осталась я, оказалось неважно, что креветки были замороженные (никак не проверишь), на развес (что уже небезопасно) да еще и могли испортиться из-за неправильного хранения уже у клиентки дома. За все отвечает исполнитель – а работодатель и поставщики вроде как ни при чем.
Кинули на деньги?
- Несмотря на все сложности, я готова была трудиться. Пока в один непрекрасный день в приложении Сбермаркета не отключили опцию, благодаря которой мы могли видеть, сколько заработали за день. Народ пошел к начальству: что случилось? Нам ответили, мол, это ерунда, деньги свои вы получите, не переживайте. Хорошо, мы успокоились, разошлись. В следующие четыре смены заказов было достаточно и, судя по количеству позиций, я предполагала, что должна получить около 8-8,5 тысяч. Но мне выдали всего шесть. И проверить – никак, суммы-то в приложении отключены! А потом за две смены вместо предположительных четырёх-пяти тысяч я получила тысячу. Вот тут и поняла – на этом все, пора уходить.
В общей сложности я проработала в «Сбермаркете» чуть больше месяца. И, разорвав трудовые отношения, почувствовала себя счастливой. Восхитительно глубоко и свободно дышится, когда не надо считать копейки, ждать подставы от коллег и получать выволочки от руководства.
Сейчас я работаю в сфере СММ: занимаюсь ведением групп в социальных сетях. Зарплата небольшая, зато делать все можно из дома – ты сам себе хозяин, никто не регламентирует твой день, не стоит над душой и не пытается навязать что-то дополнительно. Выполнил свою норму – свободен, есть время на учёбу и личную жизнь. Считаю, мне повезло. Потому что студенту найти адекватную работу в большом городе практически нереально. Мы – категория уязвимая, взаимозаменяемая, и работодатели это прекрасно понимают. А значит, никто и никогда не будет учитывать наши интересы. Придется либо перебрать десятки вакансий, либо научиться поступаться принципами и договариваться с совестью. Какой вариант тебе ближе? Выбирай.