Во время своей экспедиции в Тибет в 1938-1939 гг. немецкий исследователь Эрнст Шефер запечатлел не только тибетских кочевников, колоритных мужчин и прекрасных женщин.
Исключительная удача позволила ему оказаться в нужном месте в нужное время и путём дипломатических переговоров получить официальное разрешение тибетского правительства на посещение Лхасы.
Свой путь в недоступную для европейцев столицу тибетского государства, экспедиция прокладывала через гималайское княжество Сикким. Ну, как "прокладывала".
Судя по отчёту Шефера, а также дошедшим до нас фото- и видеоматериалам, членам экспедиции удалось соблюсти культурные коды и расположить к себе не только рядовых местных жителей, но и самого махараджу Сиккима, а также т.н. короля Таринга, который управлял небольшой тибетской местностью на границе с Сиккимом. А сын короля Таринга был министром финансов тибетского правительства в Лхасе. Одной из точек соприкосновения послужили местные напитки.
Получив официальное разрешение от тибетского правительства, экспедиция Эрнста Шефера выдвинулась в Лхасу. В местечке Лачен (англ. Lachen) их встретил деревенский старшина по имени Пипон Намгьял (англ. Pipon Namgyal), который мог сразить наповал своей улыбкой и роскошной серьгой в левом ухе.
Экспедиция Эрнста Шефера не просто достигла столицы тибетского государства: их там встретили с распростёртыми объятиями и, судя по сохранившимся фотографиям, представители тибетской аристократии были рады общаться и позировать.
В Лхасе члены экспедиции контактировали непосредственно с первыми лицами тибетского государства. Учитывая особенности местной теократии, власть предержащие являлись представителями духовенства, а именно - последователями традиции гелуг, одной из четырёх основных в тибетском буддизме.
Главой государства являлся Далай-лама, следующим в иерархии следовал Кашаг, своего рода кабинет министров, ну, и далее как в пирамиде - правительственные органы менее влиятельные, но с большим количеством представителей.
Что привлекает внимание в образах тибетских аристократов и власть имущих? Необычное украшение, которое носили мужчины в левом ухе, - одиночная серьга, тонкая и остроконечная, как обломанная стрела, на объёмном кольце.
Судя по фотографиям, такие серьги носили чиновники Кашага. Представителей высшей тибетской знати можно было идентифицировать по этой серьге, а также по причёске, состоящей из свернутых особым образом кос, скреплённых на макушке амулетницей гау.
Ношение этой серьги было допустимым не только для тибетских аристократов. Скорее это был универсальный атрибут крупного гималайского и тибетского начальника.
Например, с этой серьгой запечатлен не только старшина сиккимской деревни. Предводители шерпов, народности Восточного Непала, также владели этим украшением.
Крайне редко эту серьгу можно увидеть у женщин. Собственно, единственное исключение нашлось в виде супруги тибетского аристократа из Гьянгдзе (Южный Тибет).
Украшения во все времена являлись показателем статуса их владельца, и в случае с этой тибетской одиночной серьгой, украшение было знаком того, что перед вами человек, наделённый властью.
По понятным причинам в музейных и частных собраниях подобные предметы можно увидеть нечасто. В Эрмитаже хранится тибетская серьга, которую Далай-лама XIII преподнёс в дар российскому императору Николаю II.
Ещё один образец был представлен на выставке 2018 г. "Жемчуг: сокровища морей и рек" в ГИМ.
Для драгоценной серьги был даже предусмотрен футляр. Серьги изготавливали из серебра и золотили, украшали зернью и вставками из бирюзы и жемчуга.
В глазах жителей Гималаев и Тибета наибольшую ценность представляют собой те камни и минералы, которые на в горах являлись редкостью: бирюза, лазурит, янтарь, жемчуг, красный коралл.
Не сказать, что за жемчугом в Тибете было далеко идти (например, в соседний Китай), интереснее было с бирюзой. Есть сведения о том, что бирюзу импортировали из Ирана (Untracht, 2008, p. 145).
Наиболее ценным считается минерал яркого тёплого небесно-голубого оттенка, который прекрасным образом сочетается с золотом. Зелёная бирюза ценилась ниже.
Бирюза в представлениях тибетцев ассоциируется с благочестием, и, вероятно, эта идея связана с психологическим аспектом — бирюза напоминает нам о небе, и есть ли те, кто ближе к небу, чем жители Тибета.
Бирюзе приписывают защитные и лечебные свойства. Скажем, реликварии, или амулетницы гау, инкрустированные бирюзой выполняют функцию оберега, согласно верованиям жителей Гималаев и Тибета.
В наши дни эти серьги иногда всплывают на аукционах и в частных галереях. Например, в Брюсселе нашлась вот такая пара.
Позиционируют как парные женские, но мы-то понимаем... XD
На аукционе Bonhams в 2017 г. появился набор из серьги, футляры и кимвала. Был продан за 1187 долларов, или 106 460,01 рублей.
Литература
- Васильченко А. В. Тибетская экспедиция СС. М.: Вече, 2009.
- Елихина Ю.И. Некоторые дары Далай-ламы XIII Николаю II из коллекции Государственного Эрмитажа. Ориенталистика. 2021;4(2): 406-418. С. 410.
- Untracht O. Traditional Jewelry of India. New York: Th ames & Hudson, 2008. P. 140–147.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.