Как известно, настоящие друзья – это придурки, которые категорически друг без друга не могут. Эрнст Шефер (нем. Ernst Schäfer) – хороший немецкий молодой человек с образованием орнитолога и нацеленностью на солидную научную карьеру. Брук Долан (англ. Brooke Dolan II) – сын американских нуворишей, зоолог-недоучка и любитель панд.
То есть два молодых авантюриста как на подбор: наследник коммерсантов из Просвещённой Европы и неотёсанный паренёк из Страны Свободы, который “за обедом мог выпить несколько бутылок вина, любил забрасывать ноги на стол, а иногда ложился спать на кровать, даже не сняв ботинки” (Васильченко, 2009, с. 41).
Научный руководитель Шефера познакомил его с Доланом и отрекомендовал своего подопечного не как талантливого молодого учёного, но прежде всего как хорошего охотника. Американец, мечтавший подстрелить панду, не мог не подружиться с такой родственной душой. И в 1931 г. 23-летний Долан и 21-летний Шефер добрались до Тибета, набрали материалов, вернулись и продолжали общаться.
Долан в то время прославился во всех крупных газетах, когда на пьяную голову разбил в гостях несколько китайских ваз династии Мин (1368-1644) и чуть не загремел за решётку. Эта шалость не помешала молодым людям съездить в Тибет во второй раз.
Экспедицию финансировал Долан и поэтому он считал себя вправе ставить условия. А тут ещё научный руководитель Шефера отказался признавать вторую экспедицию, мол, несерьёзное это дело, все эти твои сафари с американцем на высокогорье, никакая это не научная работа.
В итоге Шефер продал Долану все собранные им в нечеловеческих условиях материалы. Предполагалось, что он также уедет в Америку, чтобы привести материалы в читабельный вид.
И тут из кустов выходит нацистский офицер Герман Крибель (нем. Hermann Kriebel), который был против утечки мозгов из страны, и берёт Шефера под крылышко. В 1933 г. Эрнст Шефер вступает в СС и заявляет о себе книгой "Горы, Будды и медведи" (нем. Berge, Buddhas und Bären).
К 1942 г. за плечами 32-летнего Эрнста Шефера была уже третья экспедиция в Тибет, которую устроил ему сам Генрих Гиммлер. Ему требовался опытный приключенец, который смог бы отыскать на "крыше мира" подтверждения нацистских антропологических и космологических теорий.
Помимо публикаций и уникальных фотоматериалов, в своё резюме Шефер мог добавить смонтированный документальный фильм "Таинственный Тибет" (нем. Geheimnis Tibet), который в 1943 г. произвёл фурор в немецком обществе.
Шефер обладал такой прокачкой специализированных знаний, которая в тот момент позволяла называть себя тибетологом. Поэтому в Аненербе он заведовал всем, что имело отношение к Азии.
В то же время нельзя сказать, что Эрнст Шефер в итоге стал востоковедом. Он разбирался в вопросах естествознания, но не особенно интересовался культурной составляющей изучаемого им региона.
Однако, именно Эрнст Шефер привёз из Тибета доказательства того, что свастика была и на Западе, и на Востоке. Он и его команда были первыми немцами, которые получили приглашение в Лхасу от тибетского правительства. И, судя по дошедшим до нас материалам экспедиции молодые учёные не тратили даром ни единого часа. Например, они были первыми кому удалось запечатлеть на киноплёнку празднование Лосара, или тибетского Нового года.
Солярные символы универсальны для всех частей света. И кто виноват, что только национал-социалисты в те годы могли дать возможности для реализации всех амбиций молодого исследователя. Для учёного цена знаний, которые он желает получить, действительно может быть практически любой. В тот момент вступившим в СС, не надо было думать о завтрашнем дне. Действительно, какое оно будет, завтрашнее дно: Нюрнбергский процесс, например.
Для Брука Долана путешествия на Восток в компании Шефера тоже не прошли даром. Он вступил в Управление стратегических служб (англ. Office of Strategic Services) – первую разведку США, на основе которой впоследствии было создано ЦРУ.
В 1942 г. он общался в Лхасе с 7-летним Далай-ламой XIV, и убеждал его почаще пускать американцев в Тибет. Умер Долан в 1945 г., подозреваю, что совершенно счастливым, будучи занятым проявкой фотографий после очередной экспедиции.
Шефер же продолжал в своем неуёмном духе до 1992 г. Он пережил войну и денацификацию, в ходе которой от Шефера быстро отвалили, так как он был убедителен в том, что служит науке и в СС вступил только ради возможностей, которые мог предоставить учёному Третий Рейх.
Собственно, ещё в 1939 г. во время своей беседы с лордом Линлитгоу, вице-королём Британской Индии, Эрнст Шефер проявлял критическое мышление:
"Мы знаем, что Германия очень хорошо вооружена, что позволит ей выигрывать в первые годы. Но затем это может закончиться крушением европейской культуры". (c) Васильченко, 2009, с. 90.
В 1947 г. на Нюрнбергском процессе Эрнст Шефер выступал в качестве свидетеля.
Потом он путешествовал по Южной Америке и Африке, работал хранителем отдела естествознания в краеведческом Музее земли Нижняя Саксония в Ганновере. Дожил до 82 лет.
Истории о первых исследователях Гималаев и Тибета заслуживают всех HBO этого мира.
Литература
- Васильченко А. В. Тибетская экспедиция СС. М.: Вече, 2009.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.