«Империя - форма государства, сочетающая абсолютизм и жесткую централизацию управления. Обязательные признаки империй – объединение разнородных этнических групп, обширная территория, развитый силовой и бюрократический аппарат для поддержания управляемости». Источник: Государственное управление. Словарь-справочник терминов и определений.
«Империей называется крупное государственное образование, объединяющее несколько стран и народов вокруг единого политического центра под эгидой универсальной идеи цивилизационного, религиозного, идеологического, иногда экономического характера…» часто цитируемое в интернете, без указания источника, высказывание.
Другие статьи из серии "Первая Персидская Империя. Кир Великий":
Мидия накануне мятежа Кира Великого
Мятеж царя Персии Кира II Великого
Царь Крез Лидийский – «счастливейший из смертных»
Как поссорились царь Крез Лидийский и царь царей Кир Персидский
Разгром царя Креза в битве у города Сарды
Гибель Лидийского царства и смерть царя Креза
Визит спартанцев, восстание лидийцев и другие неприятности Кира Великого
Покорение греческих городов Малой Азии Персией
Завоевание Восточного Ирана Киром Великим
Саки – властелины степей Средней Азии
Поход Кира Великого в Индию и Афганистан
Массагеты на берегах "реки-призрака"
Массагеты – «неправильные саки»
Царица Томирис – погибель Кира Великого
12 октября 539 г. до н.э. персидские войска под руководством полководца и политика Угбару вошли в Вавилон, тем самым навсегда прекратив существование Нововавилонского царства. Чуть менее года потребовалось Киру Великому и его приближенным, чтобы интегрировать центральные области Вавилонии в состав Персидской державы (подробнее ЗДЕСЬ: Покоренный Вавилон). Под управлением персидского царя оказалось государство, по своим размерам превосходившее все ранее существовавшие ближневосточные империи. Осуществление столь масштабных завоеваний стало возможным благодаря сложившейся удачно, для Кира и его последователей, политической обстановке в регионе.
Лидирующие государства Ближнего Востока – Мидия и Вавилония, находились в глубоком внутриполитическом кризисе и не смогли оказать сколько-нибудь серьезного сопротивления. Египет переживал период упадка и, не смотря на свои активные контакты с «греческим миром», после поражения в «войне за ассирийское наследство» предпочитал, по большей части, находиться в самоизоляции. На фоне этих, уже пораженных болезнью распада культур, выгодно выделялась динамично развивающаяся Лидия, но эта малоазиатская страна просто не успела набрать достаточного «запаса прочности» и была покорена персами «на взлете».
Вместе с тем, успех завоеваний Кира Великого был также обусловлен новым подходом к покоряемым областям, который демонстрировали персидский царь и его «команда». «… его политика по отношению к покоренным народам сильно отличалась от политики ассирийских и вавилонских царей, которые стремились к взиманию непосильной дани с покоренных народов и для этого прибегали к массовому уничтожению непокорных или к насильственным переселениям их в другие места ...» М. А. Дандамаев. После завоевания Вавилона, Кир озаботился возвращением в святилища изваяний чужеземных богов, находившихся в вавилонском «плену» и разрешил вернуться на родину насильственно переселенным финикийцам, эламитам, сирийцам и иудеям. Причем далеко не все пленники изъявили желание вернуться на родину, многие родились уже в Месопотамии и считали ее своим домом, другие смогли неплохо устроиться и в местах ссылки.
Иосиф Флавий сообщает, что очень многие иудеи пожелали остаться в Вавилонии, не желая терять нажитое имущество и подвергаться риску. Справедливости ради, стоит отметить, что жизнь иудеев, согласившихся на возвращение, была трудна, им приходилось начинать все заново, в буквальном смысле, на развалинах. К этим трудностям стоит добавить еще и враждебное отношение местного населения, которое вовсе не обрадовалось репатриантам. За шестнадцать лет, разделявшие указ Кира и начало царствования Дария, в Иудею возвратилось около сорока тысяч человек, без учета женщин и детей. Иудеи, впрочем, не были одиноки в своем нежелании покидать «насиженные места», далеко не все финикийцы пожелали покинуть Вавилонию и возвратиться к берегам Средиземного моря. В Южной Месопотамии до IV в. до н. э. существовала финикийская община Бит-Цурайа, основанная переселенцами из Тира. Решившие остаться в Вавилонии «вынужденные переселенцы» и их потомки теперь получили неограниченную свободуи полные «гражданские права», за что они были искренне благодарны персидскому царю и с готовностью служили ему, став опорой персидского владычества в Вавилонии.
Подчеркнутое уважение к чужим обычаям и религии, освобождение «ссыльнопоселенцев», усилия, предпринятые для налаживания безопасных торговых путей и строго дозированное применение военной силы для решения политических вопросов – все это не осталось незамеченным заинтересованными людьми. Как и решительность Кира в тех случаях, когда слов для убеждения оппонентов оказывалось недостаточным. Персидский царь заработал себе репутацию, и теперь она работала на него, избавляя от необходимости лишний раз, применять насилие. Во всяком случае, ему не пришлось заново завоевывать северо-западные окраины Вавилонии, земли Заречья добровольно подчинились персидскому царю. Сирийские княжества, торговые города Финикии и вожди арабских племен признали его верховную власть. «… Все цари Вселенной от Верхнего до Нижнего моря, те, кто живет в царских чертогах, и те, кто живет… все цари западных стран, живущие в шатрах, доставили ко мне в Вавилон свои тяжелые подати и облобызали мои ноги …» «скромно» сообщает Кир Великий в своем «Манифесте». Подчинившиеся персидскому царю князья, цари и вожди сохранили свое положение.
Подобное сотрудничество было взаимовыгодным, что делало его еще более крепким. Торговцы Восточного Средиземноморья, как и их малоазийские, вавилонские, бактрийские, согдийские и прочие коллеги сразу же оценили удобство и безопасность торговли в огромной империи. Финикийцы надеялись на помощь персидского царя в противостоянии с греками, которые начинали теснить их в средиземноморской торговле. В свою очередь Кир нуждался в финикийском флоте для борьбы с египтянами и греками на просторах Средиземного моря. Поэтому финикийцы смогли договориться о довольно комфортных условиях своего подчинения Персии. Конечно, подати торговым городам Финикии платить пришлось, а также, при необходимости, снаряжать боевые суда, вдобавок к этому они, как и другие народы Персидской державы, должны были в случае необходимости нести трудовую повинность.
Однако финикийские города-государства, признавая верховную власть персидского царя, продолжали управляться собственными царями и имели довольно широкую автономию, например, право на чеканку собственной монеты, причем эти условия сохранялись и при последующих Ахеменидах. При Кире начал восстанавливать свое значение древний финикийский город Сидон, некогда разрушенный Асархаддоном. Позднее, в правление Камбиза, он займет лидирующие позиции в Финикии, на некоторое время оттеснив Тир. С позволения Ахеменидов под власть Сидона перейдут города Дор, Яффа и Орнитон. Тир тоже не будет обижен, он восстановит свои материковые владения от Сарепты до горы Кармел, отнятые Навуходоносором и еще присоединит к ним города Акка и Аскалон.
Книга Эзры, сохранившаяся в двух значительно отличающихся друг от друга вариантах (на древнееврейском и на арамейском языке), содержит, датируемый 538 г. до н.э., указ Кира о возвращении иудеев из «вавилонского плена» на родину и о восстановлении Иерусалимского храма, разрушенного Навуходоносором (подробнее ЗДЕСЬ: Гибель Иудеи). Среди историков уже много лет идут споры о том, какая из версий текста является оригинальной, а какая более поздней подделкой, некоторые считают подделкой оба варианта. Еще один документ, касающийся восстановления иерусалимского храма, был обнаружен в Экбатанах, он гласит: «… В первый год царя Кира, царь Кир отдал приказ относительно храма божьего в Иерусалиме: пусть этот храм будет отстроен как место, где приносят жертвы . . . расходы будут выданы из царского дома. Также золотые и серебряные сосуды храма божьего, которые Навуходоносор вынес из храма, который в Иерусалиме, и увез в Вавилон, пусть вернут на свое место в храм, который в Иерусалим . . .»
Этот указ Кира был частью имперской политики, последовательно проводимой Киром во всех завоеванных им областях. Он положил начало существованию Иерусалимской самоуправляющейся храмовой общины, главой которой стал Шешбацар – потомок царской династии Давида, возглавлявший иудейскую общину в вавилонском плену. По приказу персидского царя Шешбацар был назначен наместником Иудеи, подчиненным наместнику «Заречной области». Но Кир Великий не счел нужным даровать главе возрождающейся Иудеи царский титул, признав за ним право, именоваться только князем. Местные чиновники должны были всячески содействовать возвращению иудеев и работам по строительству храма. Сирийские и финикийские наместники обязывались за счет государственной казны обеспечить репатриантов строительным лесом, вином, мукой, скотом и некоторой суммой денег необходимой для обзаведения хозяйством. Они же должны были поставлять примерно такой же «набор материальных ценностей» для строителей храма и на культовые нужды храма. Однако, на практике, все было «значительно печальнее», выполнение указа Кира Великого сопровождалось многочисленными злоупотреблениями и откровенным саботажем со стороны местных властей.
Наместник Иудеи Шешбацар начал строительство Храма сразу же после прибытия в Иудею, и даже успел заложить его основание, но не получил помощи, которую должны были оказать власти соседней с Иудеей Самарии. Возможно, что причиной нарушения приказа Кира наместником Самарии стала многолетняя вражда между иудеями и самарянами (самаритянами), и нежелание последних содействовать возрождению Иудейского царства. Как бы то ни было, строительство храма было отложено и во время царствования Кира строительные работы так и не были продолжены. По свидетельству Иосифа Флавия Камбиз запретил строительство храма, и оно возобновилось только после 520 г. до н.э., в начале правления Дария I. О нежелании многих иудеев покидать уютную Вавилонию и возвращаться в разоренную Иудею уже писалось выше. Несмотря на отдельные «шероховатости», в целом, программа Кира по завоеванию расположения народов Заречья оправдала себя, и тратить время, раз за разом завоевывая земли Средиземноморья, ему не пришлось. В 535 г. до н.э. по распоряжению Кира Великого большая часть бывшего Нововавилонского царства (Месопотамия, Финикия, Сирия и будущая Палестина) вошла в состав вновь созданной провинции Персидской империи под названием «Вавилония и Заречье».
Историками высказывалось предположение, что Заречье было важно для Кира Великого, прежде всего, как плацдарм и тыловая база для вторжения в Египет. К тому же, как уже говорилось, персидскому царю был необходим флот финикийских городов. Этими причинами объясняют умеренность и гуманность Кира по отношению к народам Заречья, и все это вполне соответствует действительности. Но надо отметить, что у великого завоевателя нашлись столь же важные причины для того, чтобы не быть чересчур жестоким с восставшими лидийцами и малоазиатскими греками, с пытавшимися уничтожить его мидийцами, с оказавшими ему яростное сопротивление жителями Гандхары, с вавилонянами наконец, одним словом, практически со всеми. Возможно, В. А. Белявский абсолютно верно объяснил причины подобной «мягкости» Кира:
«… Кир претендовал на роль царя-освободителя, и он выполнил свои обещания, данные покорившимся его власти народам. Случай в истории исключительный, но вполне объяснимый. Стремясь к мировому владычеству, Кир хорошо понимал, что при помощи одного персидского войска только насилием ему этой цели не достичь. Он понимал также, что страны древней цивилизации, ставшие объектом персидских завоеваний, поражены смертельным недугом и готовы видеть в нем своего спасителя и исцелителя. Кир умело использовал это обстоятельство, чем и объясняются как его поразительные военные успехи, так и репутация "отца" и "освободителя", которая закрепилась за ним в памяти не только персов, но и покоренных им народов, в том числе вавилонян, греков и иудеев ...»
После завоевания Вавилона Киру Великому было даровано судьбой восемь лет жизни. И хотя подробности его деятельности в это время нам неизвестны, не подлежит сомнению, что эти годы были наполнены работой по созданию и внедрению системы управления огромной империей, в которую за время царствования Кира превратилась маленькая провинциальная Персия. «… организационная политика Кира может быть описана как такая, при которой действовало правило: если вы исправно платите налоги, исполняете обязанности и соответствующие повинности перед Великим Царем, остаетесь верными подданными державы и в некоторых — как минимум — ситуациях несете воинскую службу, тогда вам дозволяется следовать вашим собственным обычаям, а в значительной степени даже и придерживаться ваших собственных форм правления и права. В некотором смысле это была идеальная модель партнерских отношений в империи …»
Однако только удачным администрированием нельзя объяснить успешность и жизнеспособность империи Ахеменидов, пришедшей на смену древним царствам Ближнего Востока. «... важнее любых форм управления, заложенных Киром, был тот политический курс, которому он следовал и в рамках которого эти формы функционировали. Заключался этот курс в удивительной терпимости, основывавшейся на уважении к отдельным народам, этническим группам, иным религиям и древним царствам. Населением, давно привыкшим к практиковавшимся в Новоассирийской и Нововавилонской державах управленческим методам и отношениям вроде безжалостного разорения территорий, описанного в некоторых случаях как «засевание земли солью», или массовой депортации целого народа, уважение и терпимость, проявляемые персами при Кире, должны были восприниматься как нечто весьма необычное ...»» Кембриджская история Древнего мира.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
«История древнего Востока» под редакцией В. И. КУЗИЩИНА
«Вавилон легендарный и Вавилон исторический» В. А. Белявский
«Политическая история Ахеменидской державы» М. А. Дандамаев
Кембриджская история Древнего мира. т. 4 "Персия, Греция и Западное Средиземноморье"
«Загадки Финикии» А.В. Волков
«От Ханаана до Карфагена» Ю. Б. Циркин
«Иудейские древности» Иосиф Флавий
Другие статьи из серии "Первая Персидская Империя. Кир Великий":
Мидия накануне мятежа Кира Великого
Мятеж царя Персии Кира II Великого
Царь Крез Лидийский – «счастливейший из смертных»
Как поссорились царь Крез Лидийский и царь царей Кир Персидский
Разгром царя Креза в битве у города Сарды
Гибель Лидийского царства и смерть царя Креза
Визит спартанцев, восстание лидийцев и другие неприятности Кира Великого
Покорение греческих городов Малой Азии Персией
Завоевание Восточного Ирана Киром Великим
Саки – властелины степей Средней Азии
Поход Кира Великого в Индию и Афганистан
Массагеты на берегах "реки-призрака"
Массагеты – «неправильные саки»
Царица Томирис – погибель Кира Великого