Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) интенсивно работает в направлении развития двигателей 5 поколения. Так, 5-м поколением уже считается гражданский двигатель ПД-14 для лайнера МС-21-300 и все семейство двигателей ПД, развиваемых на его основе. Между прочим, ОДК в сегменте ПД8-ПД18 хочет достичь доли мирового рынка 10%.
Основная характеристика для отнесения к 5 поколению - это температура газа перед турбиной (после его выхода из камеры сгорания). Температура должна быть не ниже ( 1900)-2000 градусов по шкале Кельвина. Для двигателя ПД-14 были разработаны монокристаллические лопатки (из интерметаллида(-алюминида) титана) турбины высокого давления с системой охлаждения, позволяющей ей работать при температуре до (1950) -2000 К (1726,85°C). Мощность турбины определяется в т.ч. и таким параметром как температура газа, последняя же ограничивается прочностью лопаток турбины.
О двигателях ПД на МАКС-2021 смотрите первый очерк
Необходимо отметить, что для военных самолетов существует еще одно безусловное требование 5-ого поколения. Оно касается удельного веса. Отношение веса двигателя к создаваемой им тяге должно быть не больше 0,1. Для ПД-14 данный коэффициент (по сухому весу двигателя) равен 0,205, но для гражданской авиации требования компактности летательного аппарата не так актуальны, как для боевой.
Скорее всего, "изделие 30" - двигатель 2 этапа для истребителя СУ-57 отвечает указанному требованию по удельному весу (0,1). Лётные испытания "изделия 30" на СУ-57 начались ещё 5 декабря 2017, а устанавливать его на серийные истребители будут в 2023-2025гг. На МАКС-2021 изделие 30 не выставляли, на стенде присутствовал предшественник 1 ого этапа - изделие 117 (с).
4. АЛ-41Ф1С (изд. 117С)- турбореактивный двухвальный двухконтурный двигатель поколения 4++ со смешением потоков, с форсажной камерой и управляемым вектором тяги, разработка ОКБ Люльки, производитель "ОДК-УМПО". Ставится на двухмоторные истребители СУ-57 и СУ-35С. Тяга на особом режиме 14500-2%, на полном форсаже 14000 кгс-2%. У АЛ-41Ф1 тяга на форсаже больше на 500 кг - 15 тонн, у двигателя F119 для американского двухмоторного истребителя Raptor 22 - 15,876 тонн. Без форсажа тяга АЛ-41Ф1С - 8800 кгс.
Температура газов перед турбиной двигателя АЛ-41Ф1С не дотягивает ещё величин, характерных для 5-ого поколения - 1745 °К. Советский предшественник этого мотора АЛ-31Ф.
Двигатель отличает способность обеспечивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Разработка АЛ-41Ф1 начата в 2004 году. Первый испытательный полет АЛ-41Ф1С состоялся 20 февраля 2008 года на СУ-35С.
СУ-57 первый российский самолет, обладающий свойством малозаметности. Здесь внедрена уникальная плазменная бескислородная система розжига основной и форсажной камер сгорания. Но идея была заимствована из других сфер техники. Зажигание плазменной дуги происходит одновременно с подачей керосина через форсунки в камеру сгорания. Это позволяет использовать и более бедную топливную смесь, то есть обеспечивает экономию топлива, и препятствует выбросу демаскирующего огневого факела из сопла.
Отмечается высокая крейсерская сверхзвуковая скорость в бесфорсажном режиме СУ-57. Это ещё один признак 5 ого+ поколения, которым не может похвастаться, например, МиГ-35. Для СУ-57 такая скорость доходит до 2 махов. На высоте 11000 м 2 маха соответствуют 2125 км/ч, у F-22 Raptor - 1,82 маха - 1933 км/ч. Крейсерский скорость - это максимальная скорость длительного устойчивого полета. Как иногда пишут, двигатель обладает изменяемой степенью двухконтурности, что позволяет развивать бо́льшую скорость без использования форсажа. Вероятно, здесь имеются ввиду, что для данной установки адаптивного типа в режиме работы турбовентиляторного двигателя (с большей степенью двухконтурности) экономится больше горючего, а следовательно остается больше запас хода для полета самолета в режиме работы ТРДДФ (турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой, отличающийся меньшей степенью двухконтурности). В свою очередь, усовершенствования по ТРДДФ позволяют достичь больших скоростей без форсажа. Возможны и другие трактовки.
5. АИ-222-25 - Двухвальный двухконтурный турбореактивный двигатель для учебно-боевого самолета Як-130, его производитель теперь только ММПП "Салют" - после отказа от украинских комплектующих. Взлётная тяга 2516 кгс. Выпускается форсажный вариант АИ-222-25Ф для китайского учебно-боевого самолёта Hongdu L-15 Lift. Уникальность конструкции двигателя АИ-222-25 заключается в том, что он действительно состоит из модулей. Это удобство закладывалось при создании двигателя, что наряду с унификацией его узлов с другими ТРДД обеспечивает преимущество в сервисном обслуживании и ремонте. Во многих других двигателях принцип модульности нарушается, хотя он и заявлен изготовителем.
В случае заказа раньше, по крайней мере, могли устанавливаться сопла с управляемым вектором тяги (поворотные сопла на 20°) и форсажной камерой (разработка в Запорожье).
6. ТРДД-50 МТ малогабаритный двухвальный двухконтурный турбореактивный двигатель (ДТРД) одноразового применения для крылатых ракет и мишеней (разработчик Омское КБ, производитель после отказа от украинской "истории" НПО "Сатурн"). Сухая масса: 82 кг. Крылатые ракеты Х-55 были разработаны в СССР в конце 70-х годов. Они являлись ответом на американские КР типа BGM-109 «Томагавк».
Работы по созданию ТРДД-50 начались в 1976 году и обозначались как изделие 36, сейчас это, вероятно, уже изделие 37. Приставку МТ можно прочитать как модернизированная тактическая - для авиационной ракеты воздух-земля и противокорабельных ракет.
7.АЛ-55Э (НПО Сатурн) двухконтурный турбореактивный двигатель для учебно-тренировочных самолетов. Разрабатывался для индийских учебно-тренировочных самолетах HJT-36. Разработки «ОДК-Сатурн» (НТЦ им. А. Люльки ). А производится он с участием компании ОДК-УМПО. Двигатель имеет тягу в максимальном режиме 1760 кгс.
Разработка индийского учебного самолета началась ещё в 1997 году в рамках программы по снижению зависимости Индии от импортных вооружений и военной техники. Индийцы отказались впоследствии от французского двигателя Snecma и в 2005г. подписали договор с НПО Сатурн. Но только в 2021г. индийские ВВС, похоже, завершат сертификационные испытания нового учебно-тренировочного самолета HJT-36 Sitara.
"В целом, какой двигатель мы ни возьмем: ВК-650В, АЛ-55, АИ-222-25, РД-33/93, везде есть интересные возможности, интересные концепции с точки зрения применения на беспилотниках", - сказал 16 июля 2021 Заместитель генерального директора ОДК Ремизов.
C наилучшими пожеланиями, Олег Душин Друг Истории