Важнейшими задачами Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) являются вывод характеристик двигателей на новые рубежи и импортозамещение. Кроме того, на базе авиадвигателей (НК-32, ПД-14, АЛ-41Ф и др.) разрабатываются и работают газовые турбины для газоперекачки и энергетических агрегатов в нефтегазовой отрасли. На МАКС-2021 ОДК объявила о старте программы по разработке энергетических установок авиационного и наземного применения на водородном топливе.
начало ОДК на МАКС-2021 очерк
очерк о 5 поколении двигателей ОДК
Важным событием в 2016г. стало возвращение самарского ПАО "ОДК-Кузнецов" к производству авиадвигателей. Возобновлен серийный выпуск двухконтурных трёхвальных турбореактивный двигателей НК-32-02 для 4-х моторных ракетоносцев Ту-160М и одновальных турбовинтовых НК-12MПM для 4-х моторных Ту-95МСМ. ТУ-160М поднялся в воздух с новыми двигателями 3 ноября 2020, а ТУ-95МСМ 22 августа 2020г. НК-32-02 является самым мощным в мире двигателем с форсажной камерой - 25000 кгс, без форсажа "только"14000 кгс. Модернизация НК-32 увеличила дальность полета на 1000 км.
Огромный двигатель НК-32-02 длиной почти 7,5 метров на МАКС-2021 не привезли. На его базе планируется замена двигателя на АН-124 и создание мотора для перспективного авиационного комплекса дальней авиации.
8.РД-108А - жидкостный ракетный двигатель для ракет-носителей семейства «Союз». Тяга на уровне моря -80,8 тс. Производитель самарский ПАО «ОДК-Кузнецов». Конструкторское сопровождение НПО Энергомаш. Модификациями двигательных установок РД-107/РД-108 оснащаются I и II ступени ракет-носителей построенных по типу МБР Р-7 (в том числе РН"Восток" Юрия Гагарина и РН типа «Союз») с 1958 года. Собственно ракета РД-108а сейчас устанавливается на второй ступени ракеты Союз-2. Изначально двигатель рекордсмен РД-108 отличался большим количеством (4) рулевых камер и был способен работать дольше силовых установок блоков первой ступени РД-107.
9.ВК-1600В - это новинка на выставке - МАКС -2021. Демонстратор-двигатель "ОДК -Климов" в классе мощности 1300–1800 л.с. (на взлете у него 1400 л.с.) готовится для установки на многоцелевые и специальные гражданские вертолеты Ка-62 взлетной массой 5-8 т. Серийное производство двигателя планируется с 2024 года. ВК-1600В должны заменить французские двигатели Ardiden 3G. Чтобы не менять компоновку, ВК-1600В делается по размерам мотогондолы Ка-62. При создании демонстратора ВК-1600В до 70% изделий производимых в литейных формах, было заменено на детали, созданные с помощью 3D-печати. ОДК планирует создать в будущем и самолётную версию двигателя.
10.Демонстратор ВК-650В (650 л.с.). Также ОДК и "ОДК -Климов" стремятся заполнить пробел в продуктовой линейке турбовальных двигателей в сегменте 400-900 л.с. Двигатель ВК-650В должен заменить на вертолёте Ка-226Т французский Arrius 2G1, а также устанавливаться на вертолёты Ансат-У и VR500. Возможны поставки этой силовой установки для иранских программ Saba 248 и Shahed 285 и для китайского многоцелевого лёгкого вертолёта Changhe Z-8
Демонстратор гибридной силовой установки мощностью 500 кВт создается на базе двигателя ВК-650В. Выход на проектную мощность 500 кВт ожидается в 2023 году. Объектами применения ГСУ данного класса мощности станут легкие многоцелевые вертолеты, беспилотные летательные аппараты взлетной массой 2-8 т, самолеты местных воздушных линий, аэротакси, летательные аппараты вертикального взлета и посадки.
11. ВК-2500ПС-03 (2200 л.с.) - форсированная модификация двигателя ТВ3-117, предназначенная для многоцелевого двухмоторного вертолёта Ми-171А2 грузоподъемности 4 тонны внутри фюзеляжа. Из-за полной взаимозаменяемости с двигателями ВК-2500 и ТВ3-117, он может быть работать на вертолетах типа Ми-8МТВ/АМТ, Ми-17, Ми-171, Ми-172 с минимальными доработками ВС. Мотор обладает возможностью запуска до высоты 6 км, расширенным режимом чрезвычайной мощности, предполагающим до восьми выходов на режим ЧР 2700 (л.с.) продолжительностью 2,5 минуты, либо до восьми выходов на режим ЧР 2400 (л.с.) продолжительностью 30 минут без обязательного съёма двигателя после работы на чрезвычайном режиме. Ведется активная работа по выводу мотора на международные рынки - Азия, Америка.
12. Промышленный двигатель ПД14-ГП-1/2 с низкоэмиссионной (экологичной) камерой сгорания создан на базе газогенератора авиационного двигателя ПД-14 по заказу Газпрома. Предполагается линейка газотурбинных установок мощностью 12 (ГП-1) и 16МВт (ГП-2), которая должна применяться в составе газоперекачивающих и энергетических агрегатов газовой компании.
13. ТВ7-117СТ-01 - турбовинтовой двигатель ОКБ Климова со свободной турбиной (двухвальный). От свободной турбины идёт отдельный вал, который через редуктор передаёт вращательный момент на винт. Турбина с компрессором расположена на другом валу. Предназначен для ближнемагистрального самолета Ил-114. Первый полёт возобновлённого полностью после 90-х годов российского самолёта Ил-114-300 состоялся 16 декабря 2020 года. Сертификация ТВ7.. ещё предстоит.
17 августа 2021 возгорание одного из этих двигателей на самолёте Ил-112в привело к разрушению крыла и гибели самолёта.
Олег Душин, журнал Друг Истории