Приквел приключений Остапа Бендера от компании «Среда» и режиссера фильма «Тобол» Игоря Зайцева уже изрядно поругали. Забавно, что многие ругали, даже не посмотрев, как у нас часто бывает. Между тем фильм оказался хоть и не суперблокбастером, но довольно крепкой работой в авантюрно-приключенческом и комедийном жанрах.
Уровень критики пользователей соцсетей опускается до того, что сейчас в сетках масса комментариев о том, что актер Сергей Безруков слишком возрастной для роли юного Остапа Бендера. Ну, и дальше — стандартный набор критики в адрес Безрукого, возмущение тем, что якобы Остап косит под Джека Воробья, и вывод о том, что фильм смотреть не стоит. Классно, да? Для критики стоит хоть минимально знать матчасть.
Актеры на своих местах
Безруков играет (и сразу скажу, что делает это шикарно) не Остапа Бендера, а его папашу, турецкоподданного Ибрагима Бендера. И это многое меняет. Тут и возраст подходящий, да и манеры Ибрагима могут отличаться от остаповских, это ведь такие же разные люди, как отец Индианы Джонса и сам Индиана.
Да и под Джека Воробья тут никто не косит, отдельные моменты сценария в данном случае не характеризуют игру самого Безрукова и его образ. Он даже близко не Джек Воробей (не по кольцам и браслетам же судить). Он именно тот, за кого себя выдает — ловкий манипулятор, от которого Остап будет перенимать основные принципы действий на пути к красивой жизни, афоризмы и главную мечту — о белых штанах в Рио-де-Жанейро.
И он не Шерлок Холмс Гая Ричи, которого тоже любят вспоминать, хотя некоторые современные методы решения проблем, вроде каратистских вертушек, что демонстрирует настоящий юный Остап, близки по мере условности к кино упомянутого британца (но не только к его кино, таких фильмов масса). Настоящий Остап, кстати, хорош. Его играет 25-летний Арам Вардеванян, подходящий по возрасту, по внешности и по харизме.
Ося из интеллигентной семьи, его мама планирует эмиграцию, а сын пока думает. Во-первых, он одессит, актер и пытается не унывать при любом раскладе. Во-вторых, у него есть возлюбленная и нерешенный конфликт с местным «анархистом-обдиралистом» Мишкой Япончиком. К тому в Осе явно играют гены авантюризма.
И самое главное: молодой человек озабочен разгадкой тайны своего рождения, пытаясь найти деньги на информацию об отце. А тут еще в городе появляется сам Ибрагим Бендер, решающий задачку в стиле «12 стульев»: в одном из гробов на ограбленном махновцами поезде спрятан дорогой императорский жезл, вот только в каком из гробов...
Точно не бэшка
Фильм даже близко не подошел к прокатным успехам «Гоголя», который тоже был адаптированным под театральный показ сериалом. Это понятно. Во-первых, сыграла роль неадекватная критика.
Во-вторых, с хоррором проще, он не требует больших вложений, а приключенческое кино должно быть достаточно мощным. В данном случае, конечно, не голливудский блокбастер. Но и не не бэшка и проката вполне заслуживает.
В фильме немало экшна, достойно проработана предметная среда, все замечательно с костюмами, интерьерами и прочими составляющими хорошего ретро-фильма. Здесь есть задор, легкость и частенько даже крутые диалоги от сценариста Олега Маловичко («Саранча», «Спутник»), с изящным юмором, в котором есть собственные разработки, а местами — некие приквелы шуток Остапа из книжек Ильфа и Петрова.
Веселая история страны
Фильм хорош исторической составляющей, которая здесь гораздо более пестрая и разухабистая, чем в оригинальных книгах. Потому что действие происходит в 1919 году.
Здесь мы уже увидим аллюзии не на голливудскую классику, а на «Неуловимых мстителей» в сценах с погоней махновцев за поездом. А интрига с жезлом завернется с Троцкого (привет от Маловичко, написавшего минисериал «Троцкий»), который меняет царские драгоценности на оружие из-за границы.
Главным антагонистом станет уже упомянутый Мишка Япончик, уморительно сыгранный Никитой Кологривым (по возрасту почти один в один). В фильме успеют показать и анархизм знаменитого налетчика, и его увлечение искусствами, сближение и с белыми, и с красными, когда они взяли власть в Одессе (основное действие фильма происходит в городке Солнечноморске). А еще появится штабс-капитан Аметистов (Артем Ткаченко), обозначающий белогвардейца Гришина-Алмазова.
Не учебник истории, но познавательно для начинающих. Кстати, в следующем фильме «Бендер: Золото империи» авторы вывели на второй план революционера Григория Котовского (отличный портрет героя от Юрия Колокольникова), под руководством которого Япончик с братвой вступал в РККА и немного повоевал под красным знаменем (хотя проблем от этого было больше, чем пользы). Это точно интересно. Также там появился Нестор Махно в исполнении Павла Деревянко.
Балаган из песни не выкинешь
Забавно, что находятся критики и в части исторических оценок: одним обидно за Махно, другим за революционеров, третьим просто кажется, что авторы устроили нелепый балаган. Вот это совсем странно. Во-первых, тут комедия. Во-вторых, тогда положительных героев почти не было.
В-третьих, по сравнению с историческим балаганом (фарс альянса Япончика и красных против Петлюры — лишь малая часть шоу) этот фильм — скромная постановка, далекая от уровня реального безумия. И хорошо, что легкая сатирическая комедия прошлась по тем временам и нравам.
Cпасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Самые классные российские комедии последних лет – 11
Самые крутые и умные драмы в России за последние годы (часть 4)
Лучшие российские фильмы про любовь к своей профессии (ч.2)