Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

Самые классные российские комедии последних лет – 11

Положу на полочку еще три комедии, которые меня порадовали за недавнее время. Жаль, что таких работ не очень много. Не факт, что все согласятся с моим выбором фильмов. Один может показаться слишком вычурным, другой – грустноватым, третий – легковесным. Да и финал у этой подборки окажется печальным. Ну, такова жизнь. «Конец фильма». Про отъезжающий здравый смысл Это эстетская история про режиссера Митю. Он сбежал со съемок глупого сериала и получил кучу проблем: авторское кино не светит; продюсер сериала грозит расправой; на работу не берут (Митя в черном списке). Да еще кризис среднего возраста в отношениях с женой и дочерью. Плюс ко всему у Мити (Валентин Самохин) есть воображаемый друг в образе Марчелло Мастроянни (хорош Егор Бероев) из «8 с половиной». Это Здравый смысл, который не очень понимает, что творит герой. Кино синефильское. Кроме сатирических картинок со съемочной площадки и диалогов с Мастроянни хороши монтипайтоновские фантазии героя, в которых он видит реальный мир ка
Оглавление

Положу на полочку еще три комедии, которые меня порадовали за недавнее время. Жаль, что таких работ не очень много. Не факт, что все согласятся с моим выбором фильмов. Один может показаться слишком вычурным, другой – грустноватым, третий – легковесным. Да и финал у этой подборки окажется печальным. Ну, такова жизнь.

«Конец фильма». Про отъезжающий здравый смысл

Это эстетская история про режиссера Митю. Он сбежал со съемок глупого сериала и получил кучу проблем: авторское кино не светит; продюсер сериала грозит расправой; на работу не берут (Митя в черном списке). Да еще кризис среднего возраста в отношениях с женой и дочерью.

Даже когда Митя снимает глупый сериал, все заворожены. Кадр из к/ф «Конец фильма».
Даже когда Митя снимает глупый сериал, все заворожены. Кадр из к/ф «Конец фильма».

Плюс ко всему у Мити (Валентин Самохин) есть воображаемый друг в образе Марчелло Мастроянни (хорош Егор Бероев) из «8 с половиной». Это Здравый смысл, который не очень понимает, что творит герой.

Кино синефильское. Кроме сатирических картинок со съемочной площадки и диалогов с Мастроянни хороши монтипайтоновские фантазии героя, в которых он видит реальный мир как кинокадры (ближе к финалу его мозг доиграется до космической оперы и военного экшна). Это не дико смешно и не новаторство, но остроумно и забавно.

Рациональный Мастроянни (Егор Бероев) и взбалмошный Митя (Валентин Самохин).
Кадр из к/ф «Конец фильма».
Рациональный Мастроянни (Егор Бероев) и взбалмошный Митя (Валентин Самохин). Кадр из к/ф «Конец фильма».

Я не фанат кино Владимира Котта. «Карп отмороженный» (2017), например, не понравился, хотя многие его оценили (с комедиями сложнее быть объективным, чем с обычным кино). Но «Конец фильма» годится. Многие поспорили бы, сказав, что это не комедия, а «авторские» страдания. Может быть. Печальные события преобладают, но подано все с такой упрямой улыбкой, что грустить не хочется.

«Хэппи-энд». Как не стариться у моря

Прототипом героя комедии Евгения Шелякина стал его отец, также Ксенофонт. Конечно, тут есть тема отцов и детей, а еще это авантюрная история про 60-летнего мужика (Михаил Гомиашвили), проснувшегося с потерей памяти на пляже в Таиланде. Мужчина оказывается находчивым, быстро обрастает связями, решает вопросы с прибрежной мафией и даже имеет шансы на мелодраму. Вот бы еще понять, зачем он тут...

Ксенофонт и хозяйка отеля Ирина (Евгения Дмитриева). Кадр из к/ф «Хэппи-энд».
Ксенофонт и хозяйка отеля Ирина (Евгения Дмитриева). Кадр из к/ф «Хэппи-энд».

Все это выглядит очень простым и легким, за таким, как правило, стоят талант и профессионализм. Кажется, зрители это оценили, на Кинопоиске высокий устойчивый рейтинг 7,1. Почва, кстати, была подготовлена: в 2018 году у Шелякина была «Вечная жизнь Александра Христофорова», тоже удачная комедия с возрастным героем, ищущим себя на курорте.

Здесь классные актеры и супер-протагонист: симпатичный, без западных или российских клише, умный и слегка загадочный дядька. Который, что редкость, не вспоминает о политике, не символизирует смену режимов или потерю исторической памяти, не несет ностальгии по 90-м или 80-м, не стремиться пустить в пляс многолюдную родню и не страдает от разрыва с Родиной. Он просто живет. Здесь и сейчас. И этим интересен.

Ксенофонт и его тайский друг понимают друг друга без перевода. Говорить по-английски почему-то даже не пытаются. Кадр из к/ф «Хэппи-энд».
Ксенофонт и его тайский друг понимают друг друга без перевода. Говорить по-английски почему-то даже не пытаются. Кадр из к/ф «Хэппи-энд».

А еще аутентичность. Мы увидим живой нетуристический Таиланд, где многие люди в кадре – обычные местные рыбаки. Ну, и главный тайский актер Чарай Муэнпрайун – молодец.

«Любовь и монстры». Черная комедия на Черном море

Юра Скворцов (Роман Курцын) прилетает в Болгарию. Сразу влюбляется в полицейскую Бояну. Затем – отель, где хотел провести отпуск, не просыхая. Но вся выпивка уйдет на битву с космическими креветками.

Как мы видим, еще тут есть Кирилл Кяро и Ян Цапник. Кадр из к/ф «Любовь и монстры».
Как мы видим, еще тут есть Кирилл Кяро и Ян Цапник. Кадр из к/ф «Любовь и монстры».

Будь это просто комедия положений с Курцыным, с кучей проблемных мест, о которых я знаю (но, если хотите, расскажите), я бы его в этот список не включил. Но тут выражаю уважение попытке сделать комедию с элементами хоррора. За это можно многое простить.

Креветки тут нарисованы примерно на уровне старых «Людей в черном», то есть без побед в графике. Но это для такого фильма так даже веселее. Плюс – действительно есть чернокомедийный хоррор-элемент, даже с трешевым разбрасыванием частей туристов по пляжу. Достаточно много экшна, есть креветка-босс в финале, в общем, смотреть можно.

Лорина Камбурова не комик (хотя ее героиня в этой картине выглядит вполне смешно), скорее ее амплуа ближе хоррор-составляющая фильма: 29-летняя болгарская актриса снялась в «Doom: Аннигиляция» (2019), Day of the Dead: Bloodline (2017), «Кожаное лицо».

Последний хоррор Лорины Камбуровой. Кадр из к/ф «Любовь и монстры».
Последний хоррор Лорины Камбуровой. Кадр из к/ф «Любовь и монстры».

К сожалению, фильм «Любовь и монстры» стал для Лорины последним. В дни премьеры в конце мая этого года она была госпитализирована в Москве и не справилась со всем известным недугом.

Самые классные российские комедии последних лет – 10
Самые классные российские комедии последних лет – 9
Часть 1 / Часть 2 / Часть 3 / Часть 4 / Часть 5 / Часть 6 / Часть 7 / Часть 8